1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

Соотношение сущности, содержания и формы Г

1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

Любое Г есть единство его сущности, содержания и формы.

Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная гос власть; Форма Г отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена гос власть, как создаются высшие органы Г, как взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется; Под формой Г понимается организация гос власти, выраженная в форме правления, гос-го устройства и политического режима.

Форма Г зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип Г. Так, феодальному типу Г соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма Г во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму Г влияют национальный состав, историч традиции, территориальные размеры страны и др. факторы

3 Формы правления: понятия и виды

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий — под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий — в форму правления помимо прочего (см. ниже) также включают политическую среду.

В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правленияпредставляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

Монархическая форма правления: монархия— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется (1) единолично и переходит, как правило, по (2) наследству.

Исключением из данного правила являются Малайзия (нарушен второй пункт, монарх переизбирается через каждые 5-ть лет) и Объединённые Арабские Эмираты (власть осуществляется не единолично, а в коллегиально — 7-мь человек).

Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха. На данный момент в мире 1/6 всех государств это монархии.

Существуют следующие виды монархий: 1) Абсолютная монархия(к сегодняшнему дню уже не существуют)- такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

2) Конституционная монархия(Осман, Саудовская Аравия, Катар и др) представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

3) Теократическая (в мусульманских странах) — монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной 4) При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. 5) В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их, наиболее полно ситуацию отражает словосочетание — «спящий лев».

Республиканская форма правления: республика— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существует должность президента, который избирается на срок от 3-х до 7-ми лет, переизбрание президента обычно не ограничивается (хотя в России не более 2-ух раз).

Существуют следующие виды республик: 1) Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Египет и др) — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

На данный момент в мире насчитывается довольно много президентских республик. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето.

Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления: а) Суперпрезидентская республика(в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) — президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.

б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) — свою роль президент осуществляет пожизненно. в) Милитарно-президентская республика— вся власть принадлежит военному (революционному) совету.

2) Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др) — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность только перед парламентом. 3) Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую — парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полупарламентские республики.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 12; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-85037.html

2 Соотношение сущности, содержания и формы г

1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

Любое Г естьединство его сущности, содержания и формы.

Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная гос власть; Форма Г отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена гос власть, как создаются высшие органы Г, как взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется; Под формой Г понимается организация гос власти, выраженная в форме правления, гос-го устройства и политического режима.

ФормаГ зависит от конкретно-историческихусловий его возникновения и развития.Решающее влияние на нее оказываютсущность,исторический тип Г. Так, феодальномутипу Г соответствовала, как правило,монархическая форма правления, абуржуазному — республиканская. ФормаГ во многом зависит от соотношенияполитических сил в стране, особенно впериод его возникновения.

На форму Г влияют национальный состав, историч традиции, территориальные размеры страны и др. факторы

3 Формы правления: понятия и виды

Существуетдва подхода к пониманию формы правления:узкий— под формой правления понимается лишьположение главы государства, широкий— в форму правления помимо прочего (см.ниже) также включают политическую среду.

В итоге, в науке под формой правленияпонимается нечто среднее. Формаправления представляетсобой структуру высших органовгосударственной власти, порядок ихобразование и распределение компетенциимежду ними.

В рамках данного понятиявыделяют монархическуюи республиканскуюформу правления.

Монархическаяформа правления:монархия— это такаяформа правления, при которой верховнаявласть осуществляется (1) единолично ипереходит, как правило, по (2) наследству.

Исключением из данного правила являютсяМалайзия (нарушен второй пункт, монархпереизбирается через каждые 5-ть лет) иОбъединённые Арабские Эмираты (властьосуществляется не единолично, а вколлегиально — 7-мь человек).

Наблюдаетсяобщемировая тенденция уменьшениягосударств с такой формой правления,при этом в государствах которые сохраняютмонархическое устройство, идёт активноеограничение прав монарха. На данныймомент в мире 1/6 всех государств этомонархии.

Существуют следующие видымонархий:1) Абсолютнаямонархия(к сегодняшнемудню уже не существуют)- такая формаправления, при которой верховнаягосударственная власть по закону всецелопринадлежит одному лицу.

2) Конституционнаямонархия(Осман,Саудовская Аравия, Катар и др) представляетсобой такую форму правления, при которойвласть монарха значительно ограниченапредставительным органом.

3) Теократическая(в мусульманских странах) — монархвозглавляет не только светское, но ирелигиозное управление страной 4) Придуалистическоймонархии(Монако, Лесото, Бутан) государственнаявласть носит двойственный характер.Юридически и фактически власть разделенамежду правительством, формируемыммонархом, и парламентом. 5) В парламентарныхмонархиях(Великобритания, Япония, Швеция и др)право формировать правительствопринадлежит не монарху, а парламенту.Монарх царствует, но не правит, хотя иимеет определённые права, но попростуне использует их, наиболее полно ситуациюотражает словосочетание — «спящийлев».

Республиканскаяформа правления: республика— это такаяформа правления, при которой верховнаявласть осуществляется выборнымиорганами, избираемыми населением наопределенный срок. Существует должностьпрезидента, который избирается на срокот 3-х до 7-ми лет, переизбрание президентаобычно не ограничивается (хотя в Россиине более 2-ух раз).

Существуют следующиевиды республик:1) Президентскаяреспублика(США, Бразилия, Мексика, Египет и др) -одна из разновидностей современнойформы государственного правления,которая наряду с парламентаризмомсоединяет в руках президента полномочияглавы государства и главы правительства.

На данный момент в мире насчитываетсядовольно много президентских республик.При такой форме правления законодательствуетпарламент, а управляет страной президентчерез подчинённых только ему министров.Парламент не может сместить министров,а президент не может распустить парламент.Президент обладает правом отлагательноговето.

Правительство формирует та партия,которая победила на президентскихвыборах. Выделяют также три модификацииданной формы правления: а) Суперпрезидентскаяреспублика(в некоторыхстранах Латинской Америки, в Сирии) -президент, опирающийся на армию, являетсяединовластной фигурой.

б)Президентско-монократическаяреспублика(Гвинея, Тунис, Ирак) — свою роль президентосуществляет пожизненно. в)Милитарно-президентскаяреспублика— вся властьпринадлежит военному (революционному)совету.

2) Парламентскаяреспублика(Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др)- разновидность современной формыгосударственного правления, при которойверховная роль в организации государственнойжизни принадлежит парламенту.

отличительная черта данного видареспублики, это способ формированияправительства, правительство формируетпартия (коалиция партий) имеющаябольшинство в парламенте. Правительствонесёт ответственность только передпарламентом. 3) Всё чаще создаютсясмешанные формы правления: в парламентскуюреспублику включат некоторые элементыпрезиденцианизма, в президентскую -парламентаризма. Возникают полупрезидентские,полупарламентские республики.

Источник: https://studfile.net/preview/3363186/page:32/

Соотношение сущности, содержания и формы государства — allRefs.net

1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

Соотношение сущности, содержания и формы государства — раздел Право, Предмет и метод теории государства и права Любое Г Есть Единство Его Сущности, Содержания И Формы. Чтобы Оно Активно Фун…

Любое Г есть единство его сущности, содержания и формы.

Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная гос власть; Форма Г отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена гос власть, как создаются высшие органы Г, как взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется; Под формой Г понимается организация гос власти, выраженная в форме правления, гос-го устройства и политического режима.

Форма Г зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип Г. Так, феодальному типу Г соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма Г во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

На форму Г влияют национальный состав, историч традиции, территориальные размеры страны и др. факторы

3 Формы правления: понятия и виды

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий — под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий — в форму правления помимо прочего (см. ниже) также включают политическую среду.

В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

Монархическая форма правления: монархия— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется (1) единолично и переходит, как правило, по (2) наследству.

Исключением из данного правила являются Малайзия (нарушен второй пункт, монарх переизбирается через каждые 5-ть лет) и Объединённые Арабские Эмираты (власть осуществляется не единолично, а в коллегиально — 7-мь человек).

Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха. На данный момент в мире 1/6 всех государств это монархии.

Существуют следующие виды монархий: 1) Абсолютная монархия(к сегодняшнему дню уже не существуют)- такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

2) Конституционная монархия(Осман, Саудовская Аравия, Катар и др) представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

3) Теократическая (в мусульманских странах) — монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной 4) При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. 5) В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их, наиболее полно ситуацию отражает словосочетание — «спящий лев».

Республиканская форма правления: республика— это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существует должность президента, который избирается на срок от 3-х до 7-ми лет, переизбрание президента обычно не ограничивается (хотя в России не более 2-ух раз).

Существуют следующие виды республик: 1) Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Египет и др) — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

На данный момент в мире насчитывается довольно много президентских республик. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето.

Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления: а) Суперпрезидентская республика(в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) — президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.

б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) — свою роль президент осуществляет пожизненно. в) Милитарно-президентская республика— вся власть принадлежит военному (революционному) совету.

2) Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др) — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность только перед парламентом. 3) Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую — парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полупарламентские республики.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод теории государства и права

На сайте allrefs.net читайте: «тема 1: предмет и метод тгп»..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соотношение сущности, содержания и формы государства

Источник: http://allrefs.net/c8/3gqfz/p36/

Соотношение типа и формы государства

1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему: «Соотношение типа и формы государства»

                                                                              Выполнила 

                                                                        студентка очной формы обучения 

                                                                        по специальности               

                                                                      «Юриспруденция» Сажнева В.А.

                                                                       Проверила

                                                                       Преподаватель  Политова Л. В.

                                      Дата сдачи      «___»_________________20__г.

                                       Дата защиты     «___»_________________20__г.

г. Азов

2013г.

                                            .

Введение……………………………………….стр.1-5

       Понятие типа и формы государства………стр.6-15

    1. Формы государства – понятие и сущность
    2. Необходимость в типологии, основные понятия
  1. Соотношение типа и формы государства….стр.16-21

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

2.2 Классификация функций государства

       3. Заключение……………………………………стр. 22-27

       4. Источники использованной литературы…….стр.28

  Введение

    Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

     В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

       В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства.

В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

      Эта тема актуальна и по сей день, поскольку форма государства определяет структуру общества в целом, а также предопределяет его дальнейшее развитие.

     Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права — формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

     Рассмотрение существующих составляющих формы государства, а именно: форм правления, территориального устройства, а также видов политических режимов.

     Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы  государства является залогом правильного  построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.

    Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти, а с другой — государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

     Государство  –  это,  прежде  всего  исторически  сложившаяся,  сознательно организованная социальная  сила,  управляющая  обществом.  Это  фактически первая,  сознательно  созданная  обществом   и   планомерно   функционирующая организация, оказывающая огромное  воздействие  на  жизнь  индивидуумов, социальных групп и всего общества.

     Традиционно отечественная теория государства  и права в этих  целях  выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и  административно-территориального устройства, политический режим.

     Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

     Форма государства — сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.

Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

     Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия, насколько тесно.

     В связи, с чем для раскрытия  цели поставлены ряд задач:

     — необходимо определить понятие формы государства, его элементы.

     — определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в                            данной категории.

     — далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.

     — непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

     Государство очень сложный механизм, но изучение типов, формы государства и других составляющих необходимо, так как чтобы построить действительно правовое  государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

      Новизна работы состоит в последовательном системном изучении функционально-прагматического аспекта социального государства с позиций общей и частной теории, а также в описании и теоретическом осмыслении ряда новых тенденций формирования социального государства.

     1 Понятие типа и формы государства

     1.1 Форма государства – понятие и сущность

     Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

     Выделяют  три основных элемента в форме  государства:

     — форму правления,

     — форму территориального (государственного) устройства

     — политический (государственный) режим.

     В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

     Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

     Монархия  обладает следующими юридическими признаками:

     1) это, как правило, единоличное  правление;

     2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается  по наследству;

     Выделяют  две разновидности монархической  формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

     В абсолютной монархии власть монарха  безусловна и не ограничена никакой  иной властью. В государстве отсутствуют  какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

     В ограниченной монархии власть монарха  ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую  роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.1

     В настоящее время ограниченная монархическая  форма правления существует в  Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная — в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

     Для республиканской формы правления  характерны следующие юридические  признаки:

     1) высшие органы власти формируются  путем выборов на определенный  срок, либо должности в них  замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

     2) должностные лица несут политическую  и юридическую ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.2

     Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

     Выделяют  два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

     Форма государства означает, кто и как  правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

     В понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.3

     От  формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

     Форма государства — это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.

     В форме государства выражается его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

     Например, в Англии в результате своеобразного  компромисса между буржуазией и  феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

     1) форма правления — характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением. В зависимости  от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

     2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными территориальными единицами.  По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

     3) политический (государственный) режим  — представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

     Таким образом, форма государства — это  его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих  (Приложение А).

    1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

         Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный человечеством опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Источник: https://www.referat911.ru/Teoriya-gosudarstva-i-prava/sootnoshenie-tipa-i-formy-gosudarstva/184342-2301208-place1.html

Лекция 5. формы государства – 2ч

1. Соотношение сущности, содержания и формы государства

Цель:Дать общую характеристику форме государства и раскрыть ее элементы.

Задачи:

1.Соотношение сущности, содержания и формы государства, формы государственного правления: понятие и виды.

2.Дать общую характеристику монархий и республик.

3.Выявить форму государственного правления в России в современных условиях. 4.Изучить государственно-правовой режим: понятие и виды.

Перечень необходимого оборудования:аудитория, доска, учебник.

Перечень используемых образовательных технологий: Лекционно-семинарская система обучения. Использование таблиц и схем.

План:

1. Понятие формы государства

2. Форма правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический (государственно-правовой) режим

Понятие формы государства

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, то есть в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком – форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.

Наиболее сложной и неоднозначной представляется диалектика соотношения функций государства, исторического типа и его формы. История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями.

Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы.

Более того, монархическая форма правления и сегодня продолжает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма.

На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы.

Так, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия, с точки зрения национального состава вполне могла бы быть унитарным государством.

Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.

Форма правления

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным), осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти.

В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью перед населением.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник.

Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.

Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики.

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в ограниченной монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею.

Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом.

Именно поэтому она и называется ограниченной.

В зависимости от степени ограничениявласти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

В дуалистической монархии – монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия 1871 – 1918). П.А.

Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 года. Вместе с тем, в отличии от неограниченной монархии дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть.

Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г.

царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной.

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Ее называют переходной формой от абсолютной монархии к парламентской.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Большая часть стран с такой формой правления — парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др.

До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 году там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии.

С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 году была принята Конституция.

Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в древней Греции и древнем Риме.

Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати.

Истории известен целый ряд цензов, то есть условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.).

Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа, либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4 — 5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время в мире существует более 200 государств. Большинство из них республики.

Республики можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые или непосредственные республики и республики представительные.

Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские и смешанные.

При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими республиками являются Италия, Австрия.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проать значительное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полу президентской республики является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто и юридически президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/45315.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий