1. Психофизиологические основы детской психопатологии.

Психологические основы детской психопатологии

1. Психофизиологические основы детской психопатологии.

Детская психопатология вступила в XXI век, завершив свое формирование в качестве научной дисциплины. Однако дальней­шее ее развитие находится в зависимости от использования дости­жений смежных дисциплин, на которые она традиционно опирает­ся. В первую очередь это касается психологии.

В процессе подго­товки специалистов, работающих с детьми, следует учитывать, что они будут нуждаться в инструменте для понимания и управления как нормальными детьми, так и детьми с отклонениями.

Специ­альные же психологи и педагоги не смогут обойтись без знаний и умений, которые должны позволить им дифференцировать нор­мальное и аномальное развитие, проводить коррекцию выявлен­ной патологии и прослеживать эффективность этой работы.

В связи со сказанным освоение психопатологии должно опира­ться на понимание того, что такое психическое здоровье. Его оценка должна быть всесторонней и складываться из оценок сте­пени нормальности психического развития, душевного состояния, реакций индивида на окружение, поведения в целом, взаимоотно­шений с другими.

Психическое здоровье составляет важную, но все-таки часть общего здоровья индивида. Поэтому приведем здесь его определение из преамбулы устава ВОЗ. «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или фи­зических дефектов».

Из существующих определений психического здоровья или психической нормы обратим внимание только на некоторые из них.

Так, дефиниция, сформулированная психиатрами и филосо­фом, звучит следующим образом: «Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (инди­видуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действитель­ность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и об­щественным потребностям, общепринятой морали» [Бачериков Н. Е., Петленко В. П., Щербина Е. А., 1985.]. Подходы к оценке того, что считать нормой, могут быть разными. У врачей это — но зоцентрический подход. Психиатры исходят из предположения, что при исследовании индивида для определения его нормально­сти следует исключить отклонения от нормы в его развитии, пове­дении, способности адаптироваться к окружающей среде. Иными словами, необходимо убедиться в отсутствии симптомов психиче­ских расстройств, и проблема будет решена. Нормоцентрический подход, которым пользуются главным образом психологи, состоит в сопоставлении полученных данных исследования психики у кон­кретного индивида с имеющимися нормативами.

Первый, нозоцентригеский, подход таит в себе опасность обна­руживать симптомы заболеваний чаще, чем они на самом деле су­ществуют, так как имеется соблазн любые отклонения толковать как болезненные.

Существенно и то, что такой подход, рассматри­вая нарушения поведения как «симптомы и заболевание», превра­щает индивида в больного, пренебрегая динамикой его поведения и переживаниями.

Индивид, получив этикетку «больного», не оце­нивается как личность, переживающая трудные жизненные обсто­ятельства и реагирующая невротическим или даже психотическим поведением с целью избавления от стрессов.

Второй, нормоцентригвский, подход на практике может приве­сти к желанию все обнаруженные особенности психики понимать как вариант отклонения от нормы.

Попытки объяснения любых психических отклонений в терминах психологии может привести к пренебрежению необходимой в некоторых случаях медикаментоз­ной терапией.

Из этого следует, что диагностика для большей объективности требует применения обоих инструментов.

Для установления факта психического здоровья или выявле­ния имеющихся отклонений необходимо выработать критерии оценки здоровья [Никифоров Г. С., 1998].

1. Критерий психигеского равновесия позволит судить о харак­тере функционирования психики индивида с разных сторон (по­знавательной, эмоциональной). Например, можно будет оценить равновесие личности с социальным окружением.

2. Гармонигность организации психики, которая может быть, например, оценена по соотношению развития познавательных процессов и дифференцированное™ эмоциональной реактивно­сти, — существенный показатель перспектив социального приспо­собления.

3. Адаптивные возможности лигности не менее важный инди­катор психической нормы. Только конечный результат того, как приспосабливается индивид к своему окружению, имеет для него жизненное значение, а вовсе не то, насколько хорошо у него раз­виты интеллект, воля или аффективная сфера.

Более плодотворной альтернативой отдельным критериям нор­мы является комплексный подход к оценке психического здоровья по свойствам, состояниям и процессам психики.

Для оценки свойств нормальной личности чаще всего исполь­зуются следующие показатели: оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватная притязательность, умеренность в себе, необидчивость, неленость, независимость, ес-мчл'венность, ответственность, чувство юмора, доброжелатель­ность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль.

Нормальными психическими состояниями считают эмоцио­нальную устойчивость, зрелость чувств, совладание с негативными эмоциями, свободное проявление чувств, сохранность оптималь­ного самочувствия.

Нормальные психические процессы должны адекватно от­ражать окружающую действительность, позволять адекватно вос­принимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями.

При этом важно, чтобы психические функции были интегри­рованы, гармоничны, уравновешены. Личность следует оценивать по степени ее духовности, приоритету гуманистических ценностей, ориентации на саморазвитие. Нормальная самоуправляемая лич­ность целеустремленна, энергична, обладает адекватной самооцен­кой.

В то же время психическая норма не является чем-то застыв­шим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и раз­витием своих потенциальных возможностей.

Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели ока­жется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психо­логической защиты, облегчающие состояние личности.

Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряже­ния, подъема и т. д.

Констатация психической нормы не является завершением оценки. В практических целях производится подразделение инди­видов, не страдающих явными психическими отклонениями, на группы здоровья. Это позволяет, зная уязвимые сферы личности (группы здоровья), индивидуализировать меры, защищающие ее от возможных психических нарушений, и сделать их более эффек­тивными.

Для детской психопатологии оценка психической нормы пред­ставляется особенно важной по ряду соображений. Во-первых, в процессе развития постоянно меняются функциональные возмож­ности детской личности, и это потребует диагностики с учетом возрастной динамики.

Во-вторых, в связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возмож ных отрицательных внешних воздействий, которые способны ис­казить истинное психическое состояние. В-третьих, психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникаю­щих в процессе ее формирования.

В-четвертых, от оценки соответ­ствия психики ребенка норме зависит его будущая судьба, так как, диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения.

Темперамент.Психопатологическое исследование не сможет выполнить свою задачу, если не оценит врожденные психические качества (темперамент) исследуемого ребенка.

Темперамент представляет собой особый контур саморегуля­ции психической деятельности, поддерживающий баланс уровня и разнообразия психической активности и тем самым обеспечиваю­щий, с одной стороны, неразрывность, континуальный характер психической деятельности, возможность самого ее осуществления в любой интервал времени существования индивидуума, а с дру­гой — уровень ее квантования, качественной дискретизации, воз­можности и темпы взаимопереходов, смены видов психической активности [Маничев С. А., 1998].

Темперамент как способ формально-динамической интеграции и саморегуляции психической деятельности в свою очередь интег­рирован в структуру личности.

Об этом говорят, с одной стороны, факты зависимости проявлений темпераментных свойств от отно­шений личности: темпераментные различия проявляются при ак­тивном отношении индивидуума к ситуации, т. е.

когда энергети­ческие и темповые характеристики психической деятельности при­ближаются к граничным для индивидуального темперамента значениям.

Темпераментные различия проявляются также в экст­ремальных ситуациях, когда действует сильный мотив, требуются предельное, близкое к граничному, напряжение сил и быстрые из­менения способов действий. С другой стороны, свойства темпера­мента оказывают влияние на формирование личности.

Например, чувствительность индивидуума к жизненным критическим событи­ям, само определение события как критического определяется наряду с другими факторами темпераментными свойствами тре­вожности и активности, эргичности. Поскольку критические жиз­ненные события связаны с появлением личностных новообразова­ний (отношений, мотивов и т. д.), постольку темпераментные свойства оказывают опосредованное влияние на формирование личности.

Особенности темперамента оказывают влияние на то, как дети справляются с учебной программой. Одни медленно усваивают материал, другие непоседливы, третьи не способны на длительную концентрацию внимания. Только понимание этих особенностей детей сможет защитить их от ярлыка умственно отсталых.



Источник: https://infopedia.su/12x8ff.html

Методы детской психопатологии

1. Психофизиологические основы детской психопатологии.

  • Описательный метод

  • Понимание

  • Экспериментальный психопатологический метод

  • Нейробиологические методы

  • Генетические методы

Психическийстатус ребёнка

  • Внешность

  • Ориентировка (сохранность сознания)

  • Чувственное восприятие

  • Мышление и вербализация

  • Память

  • Интеллект

  • Эмоции и настроение

  • Воля и внимание

  • Поведение

  • Анализ сновидений

  • Осуждение творчества детей (рисунков, рассказов)

  • Анализ игровой активности

II. Возникновение психических расстройств

Физиологическиеосновы детской психопатологии

  • Ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений

  • Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)

  • «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий

  • Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем

  • Единство физиологических мер защиты и патологии

Физиологическиеосновы психогенных расстройств (неврозов)

  • Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»

  • В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания

Физиологическиеосновы расстройств личности (психопатий– стойкого искажения характера)

Характер– совокупность стержневых психическихсвойств человека, накладывающих отпечатокна все его действия и поступки, техсвойств, от которых прежде сего зависит,как ведёт себя человек в различныхжизненных ситуациях.

Темперамент– это врождённые особенности ВНД,выражающиеся эмоциональным реагированиеми двигательной активностью, включающиев себя тонус и темп психических проявленияи характеризующееся силой, подвижностьюи уравновешенностью основных нервныхпроцессов.

Физиологическиеосновы эпилепсии

  • Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД

  • Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД

Физиологическиеосновы шизофрении

  • Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения

  • «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»

Психологическиеосновы детской психопатологии

  • Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей

  • Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты

Возрастноеразвитие

  • Неравномерно, гетерохронно

  • Имеет периоды

Периодизациив детской психиатрии

Основа– формы реакций и особенности поведения(по В.В.Ковалёву):

  1. соматовегетативный (0-3 года)

  2. психомоторный (4-10 лет)

  3. аффективный (7-12 лет)

  4. эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

Рольобщения со сверстниками

  • обучаются самостоятельности, независимости

  • помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире

  • удовлетворяются потребности и развивающейся личности

  • учатся поведению в трудных жизненных ситуациях

Факторывозникновения психических нарушений:стресс

Эустресс

Дистресс

Мобилизациязащитных сил организма

Группыстрессоров

  • Стрессоры активной деятельности

  • Стрессоры оценок (оценка деятельности)

  • Стрессоры рассогласования деятельности

  • Физические и природные стрессоры

Действиестресса

  • Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации

  • Вторичная оценка – определение самоэффективноси

  • Третичная оценка – изменения суждения

Факторывозникновения психических нарушений:социальное окружение

  • Наличие социальных связей

  • Привязанность, обеспечивающая безопасность

  • Роль эмоциональной поддержки

Факторывозникновения психических нарушений:глобальные и общественные факторы

  • Военные столкновения, межнациональные конфликты

  • Экологические катастрофы, стихийные бедствия

  • Трудные жизненные ситуации

Факторы,связанные с детскими учреждениями

  • Поступление в школу

  • Адаптация к школе, обучению

  • Усложнение учебных программ

  • Ориентация на высокие показатели

  • Трудности детских коллективов

  • Отношение учителя

Дидактогения– пагубное влияние процесса обучения

Дидактоскалогения

Семейныефакторы

  • Особенности семейной ситуации

  • Социальная изоляция семьи

  • Родительское давление

  • Особенности родителя

  • Нарушение семейных отношений

Соматогенныефакторы

  • Экзогенные (болезни, отравления, травмы

  • Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):

  • Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость

  • Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X

  • Синдром Шерешевского-Тернера (Х)

  • Синдром Дауна

  • Финелкетонурия

  • Синдром «лицо эльфа»

  • Туберозный склероз

  • Алкогольная энцефалопатия

Источник: https://studfile.net/preview/1714236/page:2/

Uchebnik-free
Добавить комментарий