1. Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа клинической медицины.

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1. Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа клинической медицины.
1 Курзанов А.Н. 1 1 ГБОУ ВПО КубГМУ Мииздравсоцразвития России 1. Гайтон А.К. , Холл Д.Э. Медицинская физиология, М., «Логосфера», 2008. 2. Зарецкий В.В. Клиническая физиология и функциональная диагностика // Функциональная диагностика, 2003. — №1.-С. 13-18. 3. Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А. Камкина и А.

Каменского. М.: «Академия». 2004.

Физиология человека, как известно, подразделяется на нормальную и патологическую физиологию. Нормальная физиология занимается изучением жизнедеятельности органов и систем здорового человека, а патологическая — исследованием функционального состояния органов и систем при различных заболеваниях.

Каковы же причины выделения в самостоятельное направление медицинской науки еще одного раздела физиологии человека — клинической физиологии? Каковы цели, задачи, пределы компетентности клинической физиологии, каково место в системе высшего профессионального медицинского образования?

Еще раньше в медицинской науке многих стран сформировалась тесная связь клиники с физиологией. И в нашей стране клиницисты и физиологи всегда стремились к взаимодействию. Так, еще в позапрошлом веке начало физиологическому направлению в клинике положил СП .

Боткин, организовав в руководимой им клинике внутренних болезней физиологическую лабораторию, которую возглавил молодой физиолог И.П. Павлов. В свою очередь, клинико-физиологические взгляды И.П.

Павлова в дальнейшем составили фундамент клинического направления в физиологии, что нашло свое воплощение в создании клинического отделения в руководимом им Институте экспериментальной медицины, а также в знаменитых Павловских «Клинических средах».

Однако каждое из этих направлений имело свои собственные цели, которые не всегда совпадали и не всегда приносили пользу больному человеку. И именно в процессе поиска общих точек соприкосновения интересов физиологов и клиницистов возникло новое направление медицинской науки — клиническая физиология.

Ее появление торжественно провозгласил на сессии АМН СССР в 1954 году акад. А.А. Богомолец, определив предмет исследования этой отрасли науки — «клиническая физиология — есть физиология больного человека», а также основную цель — «клиническая физиология призвана осуществлять в области научной медицины ту связь теории и практики, без которой нет передовой науки».

В настоящее время наиболее общепринятая точка зрения состоит в том, что клиническая физиология должна заниматься, прежде всего, больным человеком, осуществляя его комплексное функциональное обследование с целью выявления функциональных расстройств органов и систем человеческого организма и определения их выраженности. При этом к числу клинико-физиологических задач относится определение характера функционирования здоровых органов и систем этого же больного, их роль в обеспечении компенсаторных реакций и резервных возможностей всего организма больного в целом [1].

Для диагностики функциональных расстройств у человека применяются методы, исходно разработанные для физиологических исследований (спирография, электрокардиография, манометрия и др.). Первоначально в рамках клинического направления в физиологии их внедряли в лечебную практику клиницисты

В связи с усложнением инструментальных методов исследования, появлением аппаратуры, с которой клиницисты уже не в состоянии были справиться, возникла необходимость подготовки самостоятельных специалистов, владеющих одновременно многими видами исследований и способных осуществлять комплексное функциональное обследование больных.

Так появилась новая отрасль клинической медицины — функциональная диагностика. Фундаментальной основой для развития функциональной диагностики послужила клиническая физиология.

Таким образом, предметом, или объектом, изучения в рамках клинической физиологии является больной человек, а реализуется этот процесс с использованием функциональных методов исследования.

При этом функциональная диагностика оказывается методом, используемым клинической физиологией в научных исследованиях.

Однако методы функциональных исследований используются и в сугубо практических целях — для установления диагноза заболевания конкретного больного.

Когда в клинике возникает необходимость не только выявить функциональные расстройства отдельных органов, но и оценить степень их компенсации другими органами и системами, охарактеризовать резервные возможности организма больного в целом, т.е.

установить наряду с диагнозом заболевания и диагноз состояния больного, то это уже выходит за границы возможностей функциональной диагностики и входит в компетенцию клинической физиологии, требует анализа и научного обобщения обширной информации о больном.

Таким образом, функциональная диагностика, обеспечивающая исследование на органном уровне, при переходе на комплексное обследование больного на системном уровне уступает место клинической физиологии. Фактически клиническая физиология и функциональная диагностика — это две стороны одной медали, а именно, науки и практики о функциональном состоянии больного человека [3].

Логика диспозиции клинической физиологии и функциональной диагностики в системе медицинских знаний нашла свое отражение, например, в том, что в системе АМН РФ по отделению медико-биологических наук выделена специальность «клиническая физиология», академиками и чл.-корреспондентами которой избраны ряд руководителей кафедр клинической физиологии и функциональной диагностики ведущих медицинских университетов России.

В этой связи в современной литературе [2] дискутируется вопрос, что, возможно диагностику заболевания, или, тем более, состояния больного логичнее называть не «функциональной», а «клинико-физио-логической» диагностикой, а методы исследования именовать «клинико-физио-логическими методами исследования»?

В этом же ключе обсуждается целесообразность возведения методов исследования в ранг врачебной специальности (врач лабораторной диагностики, врач-эндоскопист, врач функциональной диагностики и т.д.).

Предлагается даже отказаться от названия врачебной специальности «функциональная диагностика» и ввести название «клиническая физиология», что должно наполнить ее новым содержанием и стимулировать специалистов по функциональной диагностике переходить от описания кривых функциональных исследований отдельных органов к полноценному осмыслению результатов комплексного клинико-функционального исследования состояния больных, то есть становиться клиническими физиологами.

Мнения эти, безусловно, дискуссионны, но трансформация мышления практических врачей — очень важный фактор реализации идеи академика А. А. Богомольца о роли клинической физиологии в научной и практической медицине.

Библиографическая ссылка

Курзанов А.Н. КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ — СТАНОВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ, МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 128-130;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3995 (дата обращения: 06.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3995

Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа клинической медицины

1. Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа клинической медицины.

В последние годы широко изучается участие моноаминергических систем мозга в возникновении психических заболеваний человека. Возможно, что в основе таких заболеваний, как шизофрения, циклотимия, лежат нарушения активности моноаминергических систем. Многие препараты, оказьтающие положительный лечебный эффект, влияют на обмен катехоламинов в соответствующих центрах мозга.

Возбуждение норадренергических структур сопровождается торможением активности различных нейронов, в том числе и серотонинергических, подавлением или, напротив, облегчением передачи афферентной информации на различных уровнях ЦНС.

Нейроны, медиаторами которыгх являются моноамины (серотонин, норадреналин и дофамин), участвуют в объединении различных структур мозга в единое функциональное образование. Тела этих нейронов располагаются преимущественно в структурах ствола мозга, а отростки простираются почти ко всем отделам ЦНС, начиная от спинного мозга и до коры больших полушарий.

Аминоспецифические системы мозга

Тела серотонинергических нейронов располагаются у средней линии ствола мозга, начиная от продолговатого мозга вплоть до нижних отделов среднего мозга. Отростки этих нейронов поступают практически ко всем отделам промежуточного мозга, переднего мозга, обнаружены они также в мозжечке и спинном мозге.

К серотонину обнаружено три типа рецепторов (М, Б, Т).

В большинстве структур мозга возбуждение серотонинергических нейронов вызыгвает различной степени выраженности торможение: тормозятся рефлексы спинного и продолговатого мозга, подавляется передача возбуждения через ядра таламуса, угнетается активность нейронов ретикулярной формации и коры больших полушарий.

Благодаря своим обширным связям с различными структурами мозга серотонинергическая система участвует в формировании памяти, регуляции сна и бодрствования, двигательной активности, сексуальном поведении, выраженности агрессивного состояния, терморегуляции, болевой рецепции.

Тела норадренергических нейронов расположены: отдельными группами в продолговатом мозге и мосту, особенно их много в голубом пятне. Голубое пятно связано почти со всеми областями мозга: с различными структурами среднего мозга, таламуса и таких отделов переднего, как миндалина, гиппокамп, поясная извилина и новая кора.

В ЦНС имеется четыре типа адренорецепторов: а1, а2, Р1, Р2. а-Рецепторы сконцентрированы в основном в коре, гипоталамусе, гиппокампе. р-Рецепторы находятся в коре, стриатуме и гиппокампе. Но месторасположение, как и функциональное назначение, этих рецепторов существенно отличается.

Так, -рецепторы располагаются на пресинаптической мембране и, по-видимому, обеспечивают регуляцию выгхода норадреналина, то есть оказывают модулирующее влияние. В отличие от этого, р1-рецепторы локализованы на постсинаптической мембране, и через их посредство нор-адреналин оказывает свое влияние на нейроны.

а2-, р2-Рецепторы обнаружены на терминалях серотонинергических нейронов, где модулирует выделение этого медиатора, а также на нейроглиалышх клетках.

Тела дофаминергической системы лежат в вентральных отделах среднего мозга, их особенно много в черной субстанции. Отростки их поступают как к базальным двигательным ядрам (стриопаллидарной системе), так и к лимбической системе, гипоталамусу, лобной доле коры больших полушарий.

В силу этого, дофаминергическая система участвует в регуляции движений, формировании чувства боли, положительных и отрицательных эмоций.

К дофамину имеется два типа рецепторов, при взаимодействии с которыми дофамин «запускает» различные внутриклеточные посредники: Б1-рецепторы связаны с аденилатцик-лазой (ферментом, стимулирующим образование цАМФ), а Б2-рецеп-торы не связаны с этим ферментом.

59. Лимбическая система (от лат. limbus — граница, край) — совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти,сна, бодрствования и др.

Получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетативные и соматические реакции. Частные функции лимбической системы: регуляция функции внутренних органов (через гипоталамус); ,формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций; играет важную роль в обучении; обонятельная функция.

Как считают ученые, лимбическая система ответственна и за эмоции: положительные — радости, удовольствия и отрицательные — страха, гнева, ярости.

Основываясь на многочисленных исследованиях, специалисты пришли к выводу, что скорее всего эмоции формируются преимущественно в миндалевидном комплексе, гипоталамусе, прозрачной перегородке, а также в лобных областях коры больших полушарий головного мозга.

Пат.физа – раздел медицины и биологии, кот. изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, пат. процессов и реакций.

Предмет изучения – наиболее общие,основные закономерности и механизмы,лежащие в основе резистентности организма, возникновения, развития и исхода пат.процессов и болезней.

Основная задача- научить студентов разбираться в механизмах развития болезней и выздоровления,выявлять основные и общие законы деятельности органов и систем у больного человека; развить врачебное мышление.

3 части:

  1. Общая нозология (-нозология,-общая этиология,-общий патогенез)
  2. Учение о типовых пат.процессах
  3. Учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем

Пат.физа занимает промежуточное положение в системе мед.образования. Ее основа- биология,норм.физиология и биолог.химия.Пат.физа опирается также на морфологические дисциплины,т.к. изучение функции нельзя оторвать от изучения структуры клетки,органа и организма в целом.

По отношению к специальным клиническим дисциплинам пат.физа выглядит как наука,изучающая процессы,общие для всех болезней и для их больших групп. Клиника нуждается в получении фундаментальных сведений о болезни и законах ее развития,кот. она может получить от пат.физ.,располагающей методом,которого нет и не может быть у клиники- методом патофизиолог.эксперимента над животными.

Источник: https://studopedia.su/15_90818_predmet-i-zadachi-patologicheskoy-fiziologii-ee-mesto-v-sisteme-visshego-meditsinskogo-obrazovaniya-patofiziologiya-kak-teoreticheskaya-osnova-klinicheskoy-meditsini.html

Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология

1. Предмет и задачи патологической физиологии. Ее место в системе высшего медицинского образования. Патофизиология как теоретическая основа клинической медицины.

Ф КГМУ 4/3-04/02

ИП №6 УМС при КазГМА

от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет 

Кафедра «Патологическая физиология»

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология»

Дисциплина: Патологическая физиология

Специальность: 051302 «Стоматология»

Курс: ІІІ

Время (продолжительность): 1 час

Караганда 2011

Утверждена на методическом

совещании кафедры

Протокол № _2_

от  «__01__» __09__ 2011 г.

Зав. кафедрой ____________ Жаутикова С.Б.

  • Тема: «Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология».
  • Цель:   ознакомить студентов с основными задачами и методами патологической физиологии, с основными понятиями общей нозологии, с современными представлениями о сущности болезни для понимания патофизиологического обоснования профилактики и лечения болезней.
  • План лекции:
  1. Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина.
  2. Предмет, цели и задачи патологической физиологии; ее место в системе высшего медицинского образования; патофизиология как теоретическая основа современной клинической медицины.
  3. Объекты и методы патологической физиологии. Значение патофизиологических исследований для развития профилактического направления здравоохранения, совершенствования и создания новых методов и средств диагностики и лечения болезней.
  4. Связь патологической физиологии с другими науками. Роль новейших достижений молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии, электроники, математики, кибернетики, экологии и других наук в развитии современной патофизиологии.
  5. Экспериментальная терапия как важный метод изучения заболеваний и разработки новых способов лечения.
  6. Основные понятия общей нозологии. Понятие нормы в биологии и медицине. Здоровье.
  7. Эволюция взглядов на природу болезней.  Болезнь, переходные состояния организма между здоровьем и болезнью (предболезнь) как формы жизни.
  8. Понятие о патологическом процессе, патологической реакции, патологическом состоянии; типовые патологические процессы.
  9. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма.
  10. Значение биологических и социальных факторов в патологии человека.
  11. Критерии болезни.
  12. Принципы классификации болезней.
  13. Проявления болезней, общие и местные, специфические и неспеципические.
  14. Стадии болезни, ее исходы. Выздоровление полное и неполное. Ремиссии, рецидивы, осложнения.
  15. Терминальные состояния. Умирание как стадийный процесс. Преагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

Ситуационные задачи:

 Как вы думаете, верно, ли высказывание:

«Хотя клиника, — писал И. П. Павлов, — своими тысячелетними трудами   тонко уловила образы различных болезней, дала почти полную морфологию патологических состояний.

Хотя патологическая анатомия, грубая, как и микроскопическая, и клинические исследования последнего времени собрали и ежеминутно собирают огромный материал относительно внутренних подробностей болезненного процесса, однако полный анализ, полное знание механизма болезненного процесса с начала и до конца получатся только из рук эксперимента. Одна патологическая анатомия для этого слишком грубый прием, а одна клиника без опыта бессильна вполне проникнуть в сложность явлений.»

Введение в курс патологической физиологии

Краткие исторические сведения:

   Термин патофизиология впервые введен в 1819 г. L.Galliot, который опубликовал учебник «Pathologie generale, et physiologie pathologique».

Патофизиология является синонимом термина «экспериментальная патология», основоположниками которой являются Ф.Мажанди (1783-1855) и К.Бернар (1813-1878). В России фундамент патологической физиологии заложил В.В. Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г.

«Лекции по общей патологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство «Курс общей и экспериментальной патологии — патологической физиологии». В развитие патофизиологической науки в республике Казахстан внесли большой вклад профессора О.С. Глозман (1901-1976), Я.А. Лазарис (1904-1989). Т.А. Назарова (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919-2004), Х.Е.

Маманова (1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998). При казахском государственном медицинском институте, ныне КазНМУ, в 1933 г. организована кафедра патологической анатомии и патологической физиологии. Ее организатором был патологоанатом, проф. Н.Э. Геклер. В 1934 г. эта кафедра была разделена на две самостоятельные кафедры. Кафедрой патологической физиологии руководили: с 1934 г.

по 1936 г. -А.А. Значкова, с 1936 г. по 1941 г. — доцент Д.С. Четвертак, с 1942 г. по 1945 г. — доктор медицинских наук, проф. СМ. Лейтес.

В дальнейшем с 1946 г. по 1969 г. возглавлял кафедру проф. О.С. Глозман (1900-197*5), который создал первую Казахстанскую школу патофизиологов. Он был крупным ученым, внесшим ощутимый вклад в развитие патофизиологической научной мысли.

Основными научными направлениями его деятельности было изучение патогенеза шока, острой кровопотери, оживления организма, а также разработка методов активной терапии острых отравлений организма с применением операции замещения крови, аппарата «искусственная почка», легочного диализа, плазмафереза.

Под его руководством защищены 5 докторских и 30 кандидатских диссертаций.

В 1969 г. преемницей проф. О.С. Глозмана стала его ученица, проф. Х.С. Насыбуллина (1919-2004). Она возглавляла кафедру до 1991 г. Ее научные интересы были направлены на изучение проблем патогенеза и лечения кровопотери на фоне экспериментального сахарного диабета, гипокинезии, алкогольной интоксикации. Под руководством проф. Х.С. Насыбуллиной подготовлены 11 кандидатов наук.

С 1991 г. по 2003 г. руководил кафедрой проф. А.Н. Нурму-хамбетов  (1938  г.р.).

   Его  научные  исследования  были посвящены выяснению проблем патогенеза шоковых состояний, патогенеза повреждений внутренних органов (сердца мозга) при действии лекарственных и производственных  химических факторов (тяжелых металлов), а также на разработку новых способов защиты организма при помощи адаптогенов, полученных из местного растительного сырья.

Проф. А.Н.

Нурмухамбетов является автором первых двух учебников по патологической физиологии на казахском языке, монографии «Антиоксидантная защита химических повреждений сердца и мозга» (Алма-Ата, 1992), нескольких русско-казахских словарей медицинских терминов, четырех авторских свидетельств на изобретение. Под его руководством защищены и утверждены ВАК РК 13 кандидатских и 2 докторских диссертаций.

С 2003 г. кафедрой руководит доцент Ш.С. Карынбаев (1947 г.р.). В настоящее время на кафедре плодотворно трудятся два доктора и восемь кандидатов медицинских наук.

Предмет и задачи патофизиологии

   Патофизиология (от греч. pathos-болезнь, страдание, physis — природа, logos-учение) — наука о жизнедеятельности больного организма. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития нарушений в организме при болезнях. Так, воспаление легких, печени, желудка, кожи и т.д.

, клинически резко отличаются друг от друга, однако в основе их развития лежит воспаление, течение которого имеет общие закономерности. Большинство заболеваний сопровождаются повреждениями клеток и субклеточных структур. Эти повреждения также имеют общие закономерности развития и изучаются патофизиологией.

Патофизиология является объединяющим звеном между биологическими и клиническими дисциплинами и, основываясь на частных результатах исследований отдельных патологических процессов и болезней человека, выводит наиболее общие закономерности. Познание общих закономерностей возникновения и развития болезней позволяет принимать меры по их предупреждению в глобальном масштабе.

Благодаря этому удалось ликвидировать многие инфекционные заболевания путем всеобщей вакцинации населения (оспа, дифтерия, полиомиелит и т.д.).

Знание общих закономерностей развития патологических процессов на разных уровнях организации человека позволяет эффективно провести патогенетическую терапию многих заболеваний.

Основной целью патофизиологии как учебной дисциплины является приобщение студентов к пониманию сущности болезни и общих закономерностей возникновения, развития, течения и исходов патологических процессов и болезней. Знание этих вопросов формирует у студентов клиническое мышление. Поэтому патофизиология тесно связана с клиническими дисциплинами, т.к. у них общая цель.

Однако методы и объекты исследования различны. Клинические дисциплины изучают конкретного больного человека с конкретными проявлениями болезни. Патологическая физиология же изучает общие неспецифические и специфические механизмы развития болезней вообще или измененную жизнедеятельность больного организма.

На различных этапах развития болезни возникают морфологические, биохимические и функциональные изменения, которые находятся во взаимосвязи между собой. Лишь путем интегративной оценки этих изменений можно установить общие закономерности развития болезни, что является основной задачей патофизиологии, как фундаментальной медико-биологической науки.

Анализируя причинно-следственные отношения, можно понять механизмы развития болезни. Лишь зная причинные факторы и механизмы развития, врач может проводить эффективную этиотропную и патогенетическую профилактику и терапию болезней. Этим врач отличается от среднего   медицинского работника.

Поэтому преподавание предмета патофизиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего медицинского образования занимает одно из ведущих положений.

Структура учебной дисциплины патофизиологии

Патофизиология, как учебная дисциплина, состоит из двух частей: общей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является ознакомление студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и типовыми патологическими процессами.

Общее учение о болезни (общая нозология) тесно связано с общими понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология) и механизмах развития, течения и исхода болезни (патогенез). Эти понятия также тесно связаны с состоянием самого макроорганизма т.е.

с его реактивностью, наследственностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвычайно важному разделу общей патофизиологии — общей нозологии. Следующим весьма важным разделом общей патофизиологии являются типовые патологические процессы.

К ним относятся! повреждение клетки, местные расстройства кровообращения, воспаление, лихорадка, типовые нарушения обмена веществ, аллергия, опухоли и др.

Типовыми патологическими процессами называют те процессы, которые объединяются по следующим критериям:

1.   они возникают под влиянием множества чрезвычайно разных причинных факторов. Несмотря на это, они развиваются по общим закономерностям, по единому патогенетическому   пути.

2.   характеризуются, как правило, единством и борьбой противоположностей: процессов повреждения и защитно-приспособительных механизмов на разных уровнях организма.

3.   в организме высокоразвитых животных и человека протекают   однотипно.

Частная патофизиология изучает типовые нарушения отдельных органов и систем организма.

                      ПАТОФИЗИОЛОГИЯ

                                                                                        ЧАСТНАЯ

Общая нозология                     Типовые патоло-        Нарушения

— общее понятие о болезни     гические процессы.      отдельных

— общая этиология                                                            органов и

— общий патогенез                                                                 систем

организма.

Методы исследования, значение эксперимента в патофизиологии

Патофизиология является экспериментальной наукой, поэтому основным ее методом является эксперимент на живых объектах. Патофизиологический эксперимент отличается от физиологического моделированием болезни человека на лабораторных животных.

Моделью болезни называют воспроизведение копий отдельных симптомов и синдромов соответствующего заболевания человека на лабораторных животных.

В настоящее время можно воспроизвести на животных такие патологические процессы, как травматический шок, сахарный диабет, атеросклероз, инфаркт миокарда, воспаление почек, артериальная гипер-тензия и т.д.

Между тем, нельзя забывать, что организм человека намного сложнее даже самых высокоорганизованных животных и находится под постоянным влиянием социальных факторов, в связи с чем получить в полном объеме болезни человека на животных практически невозможно.

Можно воспроизвести лишь отдельные патогенетически важные звенья, симптомы и синдромы болезни человека. Некоторые болезни человека воспроизвести на животных абсолютно невозможно. К ним относятся: психические заболевания, некоторые обменные заболевания (подагра), рак желудка, атопические болезни и т.д. В эксперименте используются физиологические, электрофизиологические, биофизические, биохимические, гематологические, морфологические, иммунологические, математические методы исследования.

Патофизиологический эксперимент, в отличие от клинического наблюдения, имеет ряд выгодных преимуществ. К этим преимуществам относятся возможности:

1. выяснения причинных факторов возникновения болезни;

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/predmet-zadachi-metody-patofiziologii-obshhaya/200046-2357213-place1.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий