1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

Билет 1. 1. Предмет, цели и задачи курса

1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

1. Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Актуальные вопросы исторического развития Казахстана в книге Н.А. Назарбаева «В потоке истории».

Основным предметом истории должен стать человеческий дух. Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа. История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого.

Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего.

Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира.

Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию.

Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.

Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым.

Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

Интересную трактовку периодизации истории Казахстана на основе развития духовности на территории Казахстана представляет в своей книге «В потоке истории» глава государства Н. Назарбаев.

При анализе он выделяет 12 этапов, начиная с культуры древних ариев-скотоводов, оставивших храмовые комплексы Синташта и Аркаим; затем следует эпоха саков, которая оставила нам святилище Тамгалы-Тас, царские курганы Иссык, Бесшатыр, Берель.

Имена крупнейших деятелей культуры аль-Фараби, Ю. Баласагуни, М. Кашгари, Ходжи Ахмета Ясави дали возможность выделить определенные этапы в истории Казахстана.

Многовековое духовное становление заканчивается 12 этапом, который начинается трагическими событиями 1986 года и продолжается становлением суверенного Казахстана. Таково кольцо духовной истории Казахстана, по мнению Назарбаева.

История человеческого общества при всем своем многообразии и региональных особенностях, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития, что в их основе первично бытие, изменение в производительных силах и производственных отношениях, что история есть поступательный процесс, суть которого состоит в смене общественно-экономических формаций.

Весь исторический путь нашей Республики соответственно можно разделить на следующие периоды:

1. Древность (1 млн. лет до н.э. по VI — VIII века н.э.)

Охватывает эпоху первобытно-общинного строя и его разложения, зарождение раннеклассового общества и феодальных отношений на территории Казахстана.

2.Средневековье (VI — VIII вв. н.э -до конца ХVIII столетия)

Включает в себя такие процессы как образование казахской народности и образование Казахского ханства, укрепление феодальных отношений, изменение в хозяйстве и социальных отношениях в казахском обществе, развитие культуры казахской народности, начало политических и торговых контактов Казахского ханства с Россией и народами средней Азии.

3. Новое время (Казахстан в составе Российской империи) — нач. ХVIII в. — до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.)

Присоединение Казахстана к России, национально-освободительные движения, проникновение капиталистических отношений и разложение патриархально-феодальных отношений в Казахстане.

4. Новейшее время (с октября 1917 г. — по настоящее время)

1

| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |

Источник: https://studall.org/all-98884.html

Образование Киргизкой (Казахской) АССР

1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

Рубежный контроль СИК

1.Предмет, цели и задачи курса Современная история Казахстана.

Предметом изучения Современной истории Казахстана являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики.

Функции курса истории Казахстана.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая функция)

2. Практическо-политическая функция

3. Мировоззренческая функция

4. Воспитательная функция

Задачи:

  1. Создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана,
  2. Внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в общем потоке всемирной истории и человеческой цивилизации.
  3. Этногенеза государствообразующей нации – казахов;
  4. Эволюция государственности на территории Казахстана
  5. Основная цель учебной дисциплины «Современной История Казахстана» — дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с 20в до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа.

История современного Казахстана в контексте всемирной истории.

Историческая наука в мировой практике, как самостоятельная сложилась в XIX веке. Ко второй половине XIX в., в основном были выработаны теория и методология исторических исследований, то есть система основных идей и принципы построения, формы и способы познания исторического процесса.

Объективные условия для становления и развития казахстанской исторической науки сложились во второй половине XX в. Стоит заметить, что ее формирование протекало в русле составной части советской исторической науки и, поэтому ей также присущи ее сильные и слабые стороны.

За эти годы в науке сложились две главные негативные тенденции развития, тормозившие прогресс и контакты с мировыми достижениями в области научной исторической мысли. Это региональный характер исторических исследований и отсутствие практически оригинальной, собственной теоретической, методологической базы.

Это свидетельствует о том, что казахстанские историки, к сожалению, не имели возможности (за редким исключением) иметь в своем научном арсенале достижения мировой исторической дискуссии. Из целостной науки «искусственно» исключалась ее важная составная часть — всемирная история.

Более того, господство марксистско-ленинской идеологии диктовало региону неукоснительно следовать идеологическим и теоретическим положениям, признанными единственно правильными.

Кстати, следует отметить, что данная тенденция, была характерна не только для исторической науки Казахстана, но и для всего советского пространства
В настоящее время, издано большое количество литературы, начиная со справочников и пособий, заканчивая интернет-порталами, позволяющими углубиться в изучение исторического материала, подробно изучить периодизации истории Казахстана. В контексте всемирной истории, история Казахстана играет немалую роль, к примеру присоединение Казахстана к России.

Периодизация истории современного Казахстана. Основные методы изучения СИК

Социально-экономическое положение Казахстана в годы гражданской войны.

•Весна 1918 г. – Декреты о национализации крупных предприятий.

•В гражданскую войну проводилась политика «Военного коммунизма»: Национализация промышленности, Централизация, Распределение товаров, Продразверстка (введена в январе 1919 г.)

•Декабрь 1919 г. решение о строительстве железной дороги «Александров Гай – Эмба»

Образование Киргизкой (Казахской) АССР.

•Созданию КАССР помешало начало гражданской войны.

•10 июня 1919 г. – создан КазРевКом – осуществлявший военногражданскую власть.

•Сентябрь 1919 г. – решение о включение Оренбурга в Казахский край.

•26 августа 1920 г. – декрет об образование КАССР.

•4-12 октября 1920 г. – первый съезд (курултай) образования КАССР в Оренбурге. Оренбург – первая столица КАССР в 1920-24 годах.

Казахстан в 1920-1930 годах. Новая Экономическая Политика (НЭП) в Казахстане.

•Одна из причин перехода к НЭПу – крестьянские выступления против «военного коммунизма».

•Март 1921 г. – X съезд РКПб принял решение о переходе к НЭПу.

НЭП: Продналог, Кооперация, Аренда, Наемный труд

Земельная реформа (1921-1922 года). Цель:

1.Вернуть земли отобранные царизмом. 2.Наделение бедноты землей.

•Населению Семиречья возвращено 460 тыс. десятин земли. В апреле 1921 г. – казахи получили 208 тыс. десятин по левому берегу Урала.

Индустриализация. Индустриализация – оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства.

Этап новейшей истории Казахстана начинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан.

Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках дисциплины, в данном случае — исторической.

Для изучения истории Казахстана применяются самые различные методы исследования.

Диалектический метод- рассматривает исторический процесс как постоянно развивающийся и изменяющийся.

Исторический метод-предусматривает конкретное историческое исследование процесса возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана. Он осуществляется через индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей.

Системно-структурный метод- эффективен при иссле­довании сложных, динамичных систем, состоя­щих из множества взаимодействующих элементов. Исследуется взаимодействие системы с «внешней сре­дой»

Сравнительно-исторический метод-исследование исторических фактов при сопоставлении их с серией других сходных фактов. Здесь используются такие научные приемы исследования,каканалогия.

Источник: https://poisk-ru.ru/s41682t4.html

Введение. Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана»

1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

  1. Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана».

Основным предметом истории должен стать человеческий дух.

Следовательно, целью преподавания истории является не только ознакомление с историей, но и воспитание человеческого духа.

История, прозябающая в повествовательных формах, перегруженная различными вымыслами, прикованная к событиям и не имеющая фундаментальной конструкции воспитывает посредственность.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История– прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого.

Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего.

Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

История казахского народа представляет собой важнейшую часть всемирной истории, поэтому ее изучение занимает важное место в формировании исторического сознания молодежи.

Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира.

Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию.

Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных позиций.

Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.

Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым.

Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

  1. Источники и периодизация истории Казахстана.

Периодизация. Для того чтобы задачи истории Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме. Из всего множества вариантов мы предлагаем тот, который больше соответствует принятому делению всемирной истории, частью которой является история Казахстана.

1. Древнейший период – охватывает время, от появления человека на территории Казахстана (2,5 млн. лет до н.э.) до начала возникновения государства на территории Казахстан (VІІ-VІІІ вв до н.э.)

2. Древний период– появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунну), их расцвет, кризис и падение (с VІІІ века до н.э. до V н.э.).

3. Средневековая история Казахстана(V века н.э. до 30-х годов ХVIII века.. Условно ученые выделяют раннее (домонгольский период, до начала ХIII в), и позднее средневековье (до начала присоединения Казахстана к России).

4. Новая история Казахстана с 30-х годовХVIII в. до февраля 1917 года – вхождение Казахстана в состав Российской империи, колониальный период.

5. Первый этап новейшей истории Казахстананачинается со времени свержения царизма, Октябрьской революции и установления Советской власти (1917-1920) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г).

6. Второй этап новейшей истории Казахстананачинается со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г. до настоящего времени и характеризуется становлением и развитием Республики Казахстан как суверенного, демократического правового государства.

Источники.Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, — это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения.

Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками.

Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, березовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др. Письменные источники появились значительно позже – около пяти тыс. лет назад, когда люди научились писать.

Письменные источники в Казахстане – надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договора, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных стран. Их можно условно разделить на несколько групп.

В первую группу входят письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого историка Геродота («История») и географа Страбона («География»), римского историка Плиния мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана в глубокой древности.

Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в китайских династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в казахстанских степях и скрупулезно записывали их.

Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во ІІ-ом веке до нашей эры, в «Ши цзи» («Исторических записках») «отца» китайской истории Сыма Цяня (135-67 гг. до н.э.), в «Цянь Ханьшу» (Истории ранней Хань Гу» (I в н.э.).

В китайских архивах обнаружены рукописи Бухар-Жырау Калкаманова. В 1992 году историки-казахи КНР написали книгу «Древняя история казахов».

Следующую группу составляют ираноязычные памятники. Ранним письменным источником является «библия» зороастризма «Авеста» («Наставление»).

Как известно, Заратуштра жил в конце ІІ — начале І тысячелетия до нашей эры.

Также сведения о древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария Т (522-486 гг. до н.э).

Важнейшую группу источников составляют древнетюркские. Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюрского Эля, первого его каганов, автор знаменитых надписей в честь Кюльтегина, Бильге-кагана, Тоньюкука – Йоллыг-тегин (ҮІІІ в.)

Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн-аль-Факиха (начало Х в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в ХІІІ веке.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчако-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др., насыщены сведениями о жизни тюркских племен, обитавших в «половецкой степи», т.е. на территории от Дуная до Алтая.

Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана – истории образования казхаского ханства – представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) «Тарихи-и Рашиди», в «Записках бухарского гостя» Ибн Рузбихана (ХVІІ в), в «Сборнике Летописей» Кадыргали Жалаири (начало ХVІІ в.).

Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в ХVІ веке.

Для изучения раннего периода истории человечество используют вещественные источники, к которым относится все возможные предметы или объекты, сделанные человеком. Их отыскивают на земле, под водой, в некогда обитаемых пещерах. Это жилища и другие сооружения древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, одежда, украшения и т.д.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся:

Археология (от греч. архайс – древний и лотос – наука) — наука о древности.

Лингвистика – наука о языках.

Палеография– наука, которая изучает все, что связано с письменностью, письмом.

Сфрагистика– помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах.

Метрология – наука об измерениях, единицах измерения.

Геральдика– наука о гербах и символах.

Вексиология — наука о флагах.

Этнография– наука, изучающая быт народов.

Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа.

Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества.

Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности.

Историки говорят: «Без документов нет истории».

****

Источник: https://studopedia.org/1-23586.html

Цели и задачи курса «История Казахстана»

1.Предмет и задачи курса истории Казахстана

Актуальность, предмет и функции истории Казахстана

С момента установления статуса суверенности Казахстан встал на путь самостоятельного развития и, естественно, возник интерес и необходимость всестороннего, глубокого и подлинного изучения его истории.

Специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны — всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования, так и развивающейся — сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры.

Сегодня идет активный процесс формирования новой политической культуры.

И в процессе ее формирования не последнюю роль играет знание многовековой истории республики, без овладения которой невозможно понимание происходящих процессов в стране и активное участие в превращении его в правовое, демократическое и экономически развитое, процветающее государство.
История казахского народа и его предков, всех наций и народностей, населяющих сегодня Казахстан — органичная составляющая часть всемирной истории, народов бывшего Советского Союза.

Предметом изучения истории Казахстана являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества на территории нашей республики.

История Казахстана рассматривает процессы возникновения, развития человеческого общества, социально-классовых отношений, расцвет и разложение государственных образований и государств, социальной жизни и экономических отношений, взаимоотношения с соседними народами и странами, национально-освободительную борьбу, вклад в мировую цивилизацию племен и народов казахской степи.

Функции курса истории Казахстана.

1. Познавательная (интеллектуально-развивающая функция) — познание исторического процесса, как отрасли научного знания; теоретическое обобщение исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории.

2. Практическо-политическая функция — история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера.

3. Мировоззренческая функция — история в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Она помогает лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы.

4. Воспитательная функция — знание истории формирует гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.

Цели и задачи курса «История Казахстана»

Курс истории Казахстана является самостоятельной дисциплиной в цикле социально-гуманитарных предметов и введен в учебные планы всех специальностей высших и средних учебных заведений.

Целью данного курса истории Казахстана является изучение народов, населявших его территорию с древнейших времен, государств, существовавших в течение многих тысячелетий, культурных ценностей и традиций, переосмысление ключевых проблем истории народа. Вся историческая наука нацелена на изучение человека и общества, в котором он живет.

Исходя из этого, определены следующие конкретные задачи при изучении курса:

· познание объективной картины прошлого нашей Родины;

· уяснение роли кочевой цивилизации в истории человечества;

· знание истории этносов, населяющих Казахстан;

· знание путей формирования и становления государственности Республики Казахстан;

· знание особенностей современного этапа политического развития Республики Казахстан;

· умение анализировать источниковедческий материал;

· умение критически осмысливать основные события и процессы;

· умение оперировать историческими понятиями;

· овладение методикой составления конспектов, приобретение навыков самостоятельной работы;

· умение свободно ориентироваться на карте Казахстана.

Основные периоды отечественной истории

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на

основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

Существует общепризнанная археологическая периодизация, которая выделяет периоды истории, отличающиеся по материалу, из которого изготовлялись орудия труда.

Это эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит, энеолит); эпоха бронзы; ранний железный век и период, связанный с повсеместным использованием железных орудий труда, в котором мы живем и поныне.

Весь исторический путь нашей Республики можно разделить на такие периоды:

1. Древность (1 млн. лет до н.э. по VI — VIII века н.э.) — от первобытнообщинного строя и его разложения, зарождение раннеклассового общества и феодальных отношений на территории Казахстана.

2. Средневековье (VI — VIII вв. н.э. — до конца ХVIII столетия). — образование казахской народности и Казахского ханства, укрепление феодальных отношений, изменение в хозяйстве и социальных отношениях в казахском обществе, развитие культуры казахской народности, начало политических и торговых контактов Казахского ханства с Россией и народами средней Азии.

3. Новое время или Казахстан в составе Российской империи (начало ХVIII в. — до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.) — присоединение Казахстана к России, национально-освободительные движения, проникновение капиталистических отношений и разложение патриархально-феодальных отношений в Казахстане.

4. Новейшее время (с октября 1917 г. — по настоящее время).

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/26430.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий