1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

Содержание
  1. 41)Типология государства:теоретические основы и значение типологии . Основные исторические типы государств
  2. Типология государств: понятие и основные подходы. — ТГП ответы
  3. Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный и другие подходы к типологии
  4. Теоретические основы и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
  5. Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки
  6. Рабовладельческое государство
  7. Буржуазное (капиталистическое) государство
  8. Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)
  9. Переходное государство
  10. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода
  11. Основные достоинства цивилизационного подхода:
  12. Основные недостатки цивилизационного подхода:

41)Типология государства:теоретические основы и значение типологии . Основные исторические типы государств

1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

Типологиягосударств – это методологическийпознавательный прием, связанный смысленным расчленением идеальногоцелого (понятия государства) на части(типы). Вданном случае типология рассматриваетсякак процесс познания государств.

Считается,что классификация оперирует реальнымиобъектами, а типология оперируетабстрактными объектами.

Значениетипологии состоит в глубоком познаниисущностно-содержательных признаков изакономерностей развития государств.

Использованиетипологии позволяет все существовавшиеи существующие государства дифференцироватьна определенные группы (типы) и на основеэтого познать сущность, социальнуюнаправленность, степень прогрессивностиконкретных государств, определитьстоящие у власти социальные группы,элиты, круг социальных интересов,защищаемых властью, установить типсоциальной организации общества, уровеньдуховно-культурного развития и т.д.

Типгосударства – это совокупность общих,наиболее существенных черт и признаковгосударств данной группы.Она характеризует обобщенные чертыэтой группы, т.е. типологическиепризнаки.Типологические признаки – это черты исвойства сущностно-содержательногохарактера, на основе которых происходитделение государств на типы.

Наиболеешироко известны типологии государствна основе формационного и цивилизационногоподходов. Известны также десятки иныхподходов, которые позволяют конкретизироватьзнания о государствах. Так, М.Н. Марченкоуказывает на личностный подход,базирующийся на степени экономической,социальной, политической и духовнойсвободы человека.

Различаюттипологии синхроническиеи диахронические.

Первые изучают государства в условнонеподвижном, фиксированном виде, внефактора времени, на некоторый данныймомент и позволяют установить структуру,строение, элементы, связи между элементами.

Диахроническиетипологиипозволяют исследовать государство вразвитии, сопоставить его высшие инизшие ступени развития, они связаны сфактором времени и поэтому их можноназвать периодизациям.

Основныеисторические типы государства

Однойиз первых синхронических типологийявляется типология государств Аристотеля,который разделил все государства наоснове признаков: 1) по количествувластвующих – правление одного, немногихи большинства; 2) по осуществляемымгосударственным целям – преследующиеобщее благо – правильные государства,остальные – неправильные. Правильные:монархия, аристократия и полития;неправильные: тирания, олигархия,демократия.

Продолжитьряд синхронических типологий можно,взяв за типологический признак отношениегосударства к религии. По этому признакувсе государства делятся на атеистические,светские, клерикальные и теократические.

В атеистическихгосударствахрелигиозные организации запрещены ипреследуются государством при егототальном контроле и репрессиях в этойсфере жизни общества (социалистическаяАлбания, СССР) Светскиегосударства не вправе контролироватьсферу религиозной жизни граждан, религияотделена от государства и образованиеот церкви, государство не вмешиваетсяв дела церкви, но и церковь не выполняетникаких функций государства, кромеудовлетворения религиозных потребностейнаселения (Германия, Франция, Россия).В клерикальных государствах какая-либорелигия имеет статус государственной,сотрудничество государства и церквивыражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрациярождений, браков, смерти; представительствов государственных органах, контрольсферы образования, воспитания, религиознаяцензура средств массовой информации;церковь получает налоговые льготы,субсидии от государства, а священникиполучают заработную плату (Великобритания,Норвегия, Швеция, Дания и другие).Теократические государства: государственнаявласть принадлежит церкви, котораяопределяет статус государственнойрелигии, глава государства и церквипредставлены в одном лице, религиозныенормы являются основным источникомправа (Иран, Ирак, Пакистан, СаудовскаяАравия, Марокко и другие).

Поуровню развития права в обществе С.С.Алексеев разделяет все государства наразвитые и неразвитые. В неразвитыхгосударствахправо остается придатком государственнойвласти, целиком зависит от его усмотрения.

К таким государствам относятсярабовладельческие,феодальные, буржуазные.В развитыхгосударствахправо выступает в качестве самостоятельногофеномена, способного противостоятьпроизволу государственной власти.

Ктаким относятся государства демократические,правовые, социальные.

Кгенетическим можно отнести типологиюамериканского ученого Белла, которыйположил в основу деления производствои виды используемых знаний: прединдустриальныеобщество, индустриальное, где у властистоят предприниматели, бизнесмены именеджеры, постиндустриальное, где увласти стоят экономисты, социологи,математики, информатики.

Кгенетическим типологиям относитсяформационныйподход ктипологии государств. Данный подходрассматривает историю развития обществакак линейный, непрерывный, однонаправленныйпроцесс последовательной сменыобщественно-экономических формаций отменее прогрессивной к более прогрессивной.

Общественно-экономическаяформация (ОЭФ) – это исторический типобщества, базирующийся на определенномспособе производства материальныхблаг.Общественно экономических формацийпять: первобытно-общинная, рабовладельческая,феодальная, капиталистическая,коммунистическая (первая фазакоммунистической формации – социализм).

Пяти известным ОЭФ соответствуют четыреисторическихтипа государства:рабовладельческое, феодальное, буржуазное,социалистическое государство и право.

Они выражаютклассовую сущность и социальнуюнаправленность государственной власти,показывают, какой класс являетсяэкономически и политически господствующим,в чьих интересах осуществляетсягосударственная власть.

Сточки зрения цивилизационногоподхода история развития обществавыглядит, в противовес формационномуподходу, как прерывистый, дискретныйпроцесс развития не связанных друг сдругом цивилизаций. Цивилизациясогласно А.

Тойнби – есть замкнутое илокальное состояние общества,характеризующееся общностью духовных,религиозных, культурных, исторических,языковых, хозяйственно-экономическихи иных признаков.Цивилизации делятся на первичные ивторичные.

Первичныегосударства ктаким государствам относят древниеЕгипет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, атакже эллинские Спарту, Афины, ДревнийРим.

Вторичныегосударствавозникают на основе и по примерупервичных. Они не столь могущественны,долго сохраняют архаичные черты,например, родоплеменную структуруобщества.

Сочетание царской власти сродоплеменными структурами характеризуетварварские государства Западной иВосточной Европы, кочевые империи,домонгольскую Русь.

Государства Новогои Новейшего времени Западной, ВосточнойЕвропы, Северной и Южной Америки и другиесовременные государства относятся кэтому же типу.

Нарядус типами государства различают видыгосударств сильное и слабое государство,

Источник: https://studfile.net/preview/5580312/page:28/

Типология государств: понятие и основные подходы. — ТГП ответы

1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

Типгосударства это общие черты различных государств, система их свойств,характеризующаяся общими признаками.

Типологиягосударства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлыхи настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типологияпроводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главнымкритерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки(Маркс, Энгельс).

Выделяютследующие формационные типы государства:

рабовладельческое государство – естьорудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободныхграждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

феодальное государство — диктатуракласса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный трудкрестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

буржуазное государство – диктатура буржуазии,сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, нолишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силукапиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальноегосударство);

социалистическое государство по мнениюпредставителей формационного подхода, как государство высшего типа естьотмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средствапроизводства и имеющее широкую социальную базу.

Первыетри типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущностькоторого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое– это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который помнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построениябесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационнойтипологии:

·        продуктивная идея делить государства на основе социально-экономическихфакторов, которые существенно влияют на общество

·        показывает поэтапность, естественно-исторический характер развитиягосударства.

Сменаодного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический,реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

·        она во многом однолинейна, характеризуется излишнейзапрограммированностью

·        недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,культурные)

Воснове цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные,религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер,Вебер.

Цивилизация– есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностьюрелигиозных, и других признаков.

Выделяютследующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную,православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизацияпридает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современногомира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теориюкруговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций.

Динамические изменения(возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не врамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является какбы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом.

Движущей силой круговоротаявляется творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство.Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационногоподхода:

·        определены духовные факторы, как существенные в тех или иныхконкретно-исторических условиях.

·        в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается болеегеографически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационногоподхода:

·        недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющиеполитику конкретной страны.

·        выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации,авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. частьобщества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества,как более широкого понятия.

Типологиягосударства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационныйподходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемамипонимания различных типов государства с позиции не толькосоциально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могути должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/tipologia-gosudarstv-ponatie-i-osnovnye-podhody

Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный и другие подходы к типологии

1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

В советской юридической науке до мирового времени господствовала марксистко — ленинская теория государства и права. Она основывалась на классовом подходе, а все другие концепции либо отвергались, либо не подвергались существенному анализу.

В мировой теории нет общепринятого определения государства. Г.Еллинек определяет государство как обладающие первичной господствующей властью, союзное единство оседлых людей. Н.М.Коркунов считал, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленными мировыми порядками.

В марксистской литературе всегда неизбежно подчеркивать, что государство есть орудие насильственного подавления одним классом (господствующим экономически и политически) других классов. Сущность такого государства можно определить как классовую. Она не может являться главной в определении сущности современного государства.

Государство можно определить как часть политической подстройки над экономическим базисом, располагающую специальным аппаратом для принуждения и для выполнения задач управления обществом.

Это форма организации политической публичной власти, распространяющееся на все общество и опирающееся на государственное принуждение.

Нельзя отождествлять государство с публичной властью, которая является одним из важнейших его элементов, признаков. К элементам также относят граждан, территорию с границей, бюджет, налоги и займы. Существует правопорядок, суверенитет.

При изучении типологии государств необходимо учесть, что в России до недавнего времени без., господствовала марксистом — ленинская типология государства, базировавшаяся на учении об общественно -экономической формации. Переход от одной общественно — экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Господство производственных отношений одного типа в разных странах обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства в данном случае определяется в зависимости от того какой экономический базис и интересы какого господствующего класса это государство выражает и защищает. Такое государство является диктатурой экономически господствующего класса.

Формационный подход, лежащий в основе данной типологии, выделяет три основных типа эксплуататорского государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Последний тип — социалистическое государство должно было бы перейти в общественное коммунистическое самоуправление.

В современный период большое значение приобрела цивилизационная типология, выработанная на основе понятия «цивилизация». Современные исследования показывают, что формационный подход не несет глобального исчерпывающего характера. За его пределами остается множество признаков, выражающих особенности и сущность общества и его государства.

Исследователь А.Тойнби много внимания уделял понятию «цивилизация» определяя ее как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в его рамках.

Г. Еллинек различал следующие исторические типы государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Восточные типы государства возникли около 5 тысяч лет тому назад в зонах коллективного земледелия. Это Египет, Индия, Китай и другие.

Восточные государства имеют много общего: они были основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определило разделение членов общества по их положению в иерархическом государственной системе, а не по наличию у них собственности.

Восточные государства обладали огромным чиновничьим аппаратом, который был строго централизован во главе с абсолютным монархом, являющимся воплощением бога на земле.

Западные государства (Рим, Афины) развивались гораздо быстрее, хотя и возникли значительно позже. Сельскохозяйственная община распалась, возникла частная собственность и антогонистические классы.

Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также самого производителя — раба.

Экономическую основу средневекового общества составила частная собственность феодалов на землю.

Крестьяне имели единоличное мелкое хозяйство на землях феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк, барщина).

Крестьяне не имели права участвовать в управлении государством. Государственная власть принадлежала феодалам и выражала их интересы.

Современные государства возникли в Европе и Северной Америке 200 — 300 лет назад. В начале своего развития (период свободной конкуренции) государства выполняли классовые функции, носили классовую сущность.

Общесоциальное начало стало реализовываться на более поздних этапах экономического развития. За счет реализации социально — экономических программ современные демократические государства утратили классовую сущность.

В таких государствах формируется средний класс, за счет усиливающегося акционирования меняется экономическая основа общества.

Тема 1.3. « Правовое» государство



Источник: https://infopedia.su/14x251a.html

Теоретические основы и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства

1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критерий – типу.

Тип государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

Типология государства – не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социального, экономического, правового и иного характера, на изучении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. Государство – явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы классификации. Например, такой критерий, как отношение к религии, позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. Одним из вариантов классификации является типология государств, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

В настоящее время в юридической науке существуют два подхода к типологии государств:

формационный (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.);
цивилизационный (А.Тойнби).

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно — экономической формации.
В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по признаку цивилизации.

Типология государства имеет чрезвычайно важное значение.

Это связано с тем, что природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «Тип государства» очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства самых разнообразных эпох истории.

Всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

Суть формационного подхода заключается в том, что в основу определенного типа государства кладется общественно — экономическая формация.

Формация – определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.


Главным классификационным критерием формационного подхода служит способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права.

Выделяют следующие формации:

– первобытная-общинная; – рабовладельческая; – феодальная; – капиталистическая;

– социалистическая.

Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно — правовой настройке.

При этом общественно — экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.

С позицией формационного подхода тип государства есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества. История знает четыре исторических типа государств:

– рабовладельческий;

– феодальный;
– капиталистический;
– социалистический.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно — классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно — экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. и на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно — экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.

Капиталистический тип государства приходит на смену феодальной собственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуаторов.

Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину.

Государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.

Достоинства формационного подхода: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально — экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

– показана поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки формационного подхода: – во многом однолинеен, характеризуется излишней запрограмированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда « вписывается» в начерченные для нее схемы;

– недооценивает духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.)

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовные факторы – культурные, религиозные, национальные, психологические и др.

В совокупность эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизация – совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства.

Виды цивилизаций: – локальные (шумерская, эгейская, индская и др.); – особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и др.); – древние, средневековые и современные; – крестьянские, промышленные и научно – научно-технические; – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; – мировая. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций.

Для государств первичной цивилизации характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, японскую и др.

В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию.
Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизаций.
Для государств первичной цивилизации характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки.

К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, мамскую и др.
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно — религиозный комплекс надстройки.

Среди вторичных цивилизаций называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Достоинства цивилизационного подхода: – выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; – в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода:

– недооцениваются социально-экономические факторы

– по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1387 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-79422.html

Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки

1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: достоинство и слабые стороны.

Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства.

Формация — это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории.

Тип государства — это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

То есть тип государства — это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом

Рабовладельческое государство

Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но, будучи неимущими, так же эксплуатировались рабовладельцами.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.).

Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя.

Ему на смену шло феодальное государство.

Феодальное государство — особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, производственных отношений, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли — феодалов. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне.

Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд.

Между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства — буржуазный.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Буржуазное государство — третий исторический тип государства, закрепляющий и защищающий буржуазный экономический строй, при котором основу буржуазной эксплуатации составляет частная собственность на орудия и средства производства.

Независимо от своей формы такое государство выступает как орудие господства капитала над трудом.

Суть данного типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, держащую в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство.

Буржуазное общество состоит из двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми носят антагонистический (непримиримый) характер.

Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)

Социалистический (коммунистический) тип государства представляет собой организацию политической власти трудящихся во главе рабочим классом. Идея такого типа государства первоначально возникла в теории — в работах К.

Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, в которых вся власть принадлежит господствующему классу эксплуататоров и используется для подавления сопротивления эксплуатируемых классов.

Возникновение социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой пролетариатом (рабочим классом), со сломом старого государственного строя и установлением диктатуры пролетариата.

Считалось, что главными условиями, которые приведут к росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся строителями новой жизни и привлекут всех к участию в управлении делами государства и общества, станут освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков и национализация средств производства.

Поскольку представители формационного подхода считали, что государство — это орудие насилия одних классов над другими, а социалистическое государство не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, данный тип называют «полугосударством», которое постепенно отомрёт и будет заменено органами народного самоуправления.

Переходное государство

Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения.

В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определённому историческому типу государства. Экономическую основу данного типа государств составляет многоукладная экономика при преобладании примитивных форм собственности (полуфеодальной, смешанной и др.).

В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов.

Достоинства формационного подхода:

— Акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов;

— выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;

— показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.

Недостатки формационного подхода:

— Переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам;

— Оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые;

— Рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним;

— Порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления.

— Заранее предопределена схема закономерной смены одного типа государства другим, хотя многоаспектность становления и развития государственности в различных регионах не позволяет ограничить данный процесс определенными рамками;

— не учитывается восточный тип государства со свойственными ему азиатским способом производства; рабовладение выступает как первичная форма государственности, в то время как первые государства, возникшие на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.

— игнорируется общесоциальное предназначение государственной власти, призванной обеспечивать интересы не только одного класса, но и всего общества;

— социалистическое государство представляется единственным «неэксплуататорским» типом в отличие от других типов государств;

Цивилизационный подход — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

В настоящее время в цивилизационом подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные.

Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер.

Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др.

Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство — более чем государство.

Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.

В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Вторичные цивилизации — это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом.

Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов, а с другой — он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть — это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода

Цивилизационный подход также как и формационный имеет определённые преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим основные преимущества цивилизационного подхода по отношению к формационному.

Основные достоинства цивилизационного подхода:

— Рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности

— При познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

Основные недостатки цивилизационного подхода:

— Не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;

— Не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом

— Характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_68081_tipologiya-gosudarstva-ponyatie-formatsionniy-i-tsivilizatsionniy-podhodi-dostoinstva-i-nedostatki.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий