1. Понятие Римского частного права, его деление на частное и публичное. Его современное значение.

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты.. Шпаргалка по римскому праву. Читать онлайн

1. Понятие Римского частного права, его деление на частное и публичное. Его современное значение.

Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле — совокупность правовых норм, в субъективном смысле — право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право (jus publicum) — совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан).

К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами.

Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатусконсультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг.

Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, — действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право — самая оформленная и законченная часть римского права.

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права.

Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему объему оно занимало первое место.

Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало «современное римское право», которое действовало в Германии до 1900 г.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в XII в. по закону Лотаря II (Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.

Римское право определило характер всех будущих правовых систем, поскольку сами «варвары»-завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они, возможно, выработали бы свою систему, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме, и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).

Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.

Важную роль в истории права играют:

1) юридическая техника римского права, что, соответственно, влияет на точность и лаконичность нормы права, а также цельность и практичность права в целом;

2) исключительность римского права, являющаяся результатом интенсивного развития общества и его культуры, а также результатом развития товарно-денежных отношений.

Успехи римского права объясняются мастерством юристов, которые создали целый арсенал правовых средств.

Роль римского права в историко-правовых учениях: в связи с завоеванием варварами Рима в 1080 г.

была образована Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты).

Эта школа насчитывала 10 000 слушателей и положила начало течению глоссаторов (Ирнерий, Аккурсий и др.), которые не допускали противоречий римского частного права. В этих целях они:

1) выбрасывали из Свода Юстиниана inscriptiones и греческие слова;

2) в толковании выводили lex Fufia Caninia от слова canis;

3) установили принцип: Quiequid non agnoscit glossa, nec agnoscit forum.

Болонская юридическая школа породила другую школу — постглоссаторов, или комментаторов, (XII в., Бартол). Одной и основных целей деятельности этой школы явилось приспособление римского права к практическим нуждам.

Научное значение работ постглоссаторов невелико, господствует арифметическое communis opinio doctorum. Юридическое образование сокращается, наука популяризуется и проникается кляузничеством.

Такие гуманисты XIV–XV вв., как Петрарка, Боккаччо и Валла, резко критикуют произошедшее в данный период времени падение юриспруденции. Полициан, Болоньин и Холондер занимаются восстановлением текста Corpus iuris. Особенно большая заслуга в данном направлении принадлежит Куяцию и Донеллу.

В XIX в. существовала историческая школа Гуго и Савиньи, которая занималась римским правом в реакционных целях.

3. Периодизация римского права

Периодизация римского права — выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII–III в. до н. э. период древнего, или квиритского права — период начального формирования римского права.

Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом.

В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э.

была осуществлена первая кодификация — Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право — цивильное (или квиритское) право.

2. III–I в. до н. э. предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных граней между патрицианством и плебеями.

В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством — судейское и магистратское правотворчество.

Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисакционный процесс преобразовался в формулярный.

На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. до н. э. — III в. н. э. классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина.

Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права — сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс.

К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э. постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм — закон.

Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана.

Правовые институты изменились незначительно.

4. Рецепция римского права

Рецепция римского права — один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

— высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

— недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

— римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

— короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

— повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права — сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

— глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

— постглоссаторов,

Источник: https://bzbook.ru/Shpargalka-po-rimskomu-pravu.2.html

Понятие римского права. Деление права на частное и публичное

1. Понятие Римского частного права, его деление на частное и публичное. Его современное значение.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

Римское право надолго пережило своего создателя — античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

Периодизация римского права (ius romanum) — это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.

Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

.

Понятие римского права. Деление права на частное и публичное.

Римское право — это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира — Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств.

В Древнем Риме различалось право частное и право публичное. Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана, который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц.

Для публичного права был характерен принцип, согласно которому нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Такие нормы в современной теории права называются императивными (повелительные, безусловно обязательные).

В частном праве тоже имеют место императивные нормы, но преобладают диспозитивные (по современной терминологии), позволяющие сторонам самим регулировать свои отношения, и только если они отказываются от такого регулирования, применяются правила соответствующего закона.

Систему частного права составляли: правовое положение лиц, право собственности и другие вещные права, договоры и обязательства, семейное право, наследственное право, защита частных прав.

В римских источниках все право относится или к лицам, или к вещам, или к искам. Такая система права, не имеющая общей части, в современном праве получила название институционной, в отличие от пандектной, в которой общие положения выделяются.

Таким образом, предметом курса «Римское частное право» является частное право рабовладельческого Рима I-VI вв. н.э., регулирующее имущественные отношения (в том числе семейные) с участием отдельных лиц.

Современное деление права на публичное и частное имеет свои корни в римском праве и воспринято многими правовыми системами, хотя, естественно, в измененном виде.

3.Три системы римского права.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время.

Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

2) преторское право – возникло с развитием торгового оборота и развития рабовладельческой системы римского государства. Эта ветвь основывалась на эдиктах магистратов, особенно эдиктах преторов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а предавали нормам старых квиритских законов новое значение.

3) право народов – зародилось в период республики в силу необходимости регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами, связи и отношения с которыми все больше развивались и расширялись. Нормы права народов регулировали отношения между гражданами Рима, иностранцами, перегринами на территории римского государства.

К середине IV века н.э. различия между этими тремя ветвями права стерлись и они в совокупности образовали единое римское частное право.

(дополнение)Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:

1) как источник содержания правовых норм;

2) как способ (форма) образования норм права;

3) как источник познания права.

Институции Га я к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:

1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;

2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).

В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве.

В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др.

К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2314 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-80669.html

Понятие римского частного права. Соотношение частного и публичного права

1. Понятие Римского частного права, его деление на частное и публичное. Его современное значение.

Римскоечастное право— совокупность правовых норм, направленныхна урегулирование имущественных исемейных отношений в римском обществе.

Частноеправо— это упорядоченная совокупностьюридических норм, охраняющих и регулирующихотношения частных лиц. Публичноеже право образуют нормы, закрепляющиепорядок деятельности органовгосударственной власти и управления.

Наоснове приведенного анализа соотношениянорм частного и публичного права, врамках частного права, возможно, выделитьтакие институты как, институт частной собственности, институт договора,институт семейного права, наследственногоправа, институт защиты прав и законныхинтересов лиц (иски в римском праве),лица в римском праве и т.д.

Есличастное право — область свободы ичастной инициативы, то публичное —сфера власти и подчинения. Частное правосостоит из отраслей гражданского,предпринимательского, семейно-брачного,трудового права, а публичное — изотраслей конституционного, административного,финансового, уголовного и иных.

Такимобразом, основной смысл деления правана частное и публичное состоит вустановлении пределов вмешательствагосударства в сферу интересов граждани их объединений.

Дляпубличного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;

  • субординация субъектов и правовых актов;

  • преобладание императивных норм;

  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Длячастного права характерны:

  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

  • равенство сторон;

  • преобладание диспозитивных норм;

  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Цивильноеправо(квиритское право, гражданское право). Рим был государством рабовладельческим.Классу рабовладельцев противо-поставляютсярабы. Раб – это не субъект права, а объект(вещь). Лишь свободные люди обладаливсеми правами.

Первоначально полноправными людьми являли правоспособные римские граждане, всеостальные были бесправными (например,перегрины – иностранцы). Кроме того, нелюбой гражданин Рима имел права, а толькосвободный, если свободы нет, то гражданиномРима он уже не считался. В этот периодбыл возможен захват иностранца в рабствои присвоения всего его имущества.

Такое состояние не позволяло развиватьотношения торговли между соседнимистранами, что негативно сказывалось наэкономическом благополучии. Для даннойсистемы присущ строго национальныйхарактер. Данную систему права можноназвать узконациональной.

Законны тоговремени (например, Законы XII таблиц)определяли подробный порядок защиты и распоряжения частной собственностиримских граждан.

Преторскоеправо – правовая система, сложившаяся наоснове решений преторов (должностныхлиц Рима). Основанием создания такойправовой системы явилась необходимость урегулирования торговых отношениймежду иностранцами. Первоначально должность претора возникает у иностранцев – перегринов. Претор -перегрин должен был защищать их интересына территории Римского государства.

Право народов – правовая система, включающая в свой состав институты цивильного праваи преторского права.

Основаниемвозникновения этой правовой системыявилась деятельность претора – онраспространяет нормы цивильного правана иностранцев перегринов, а такжесоздает новые нормы для взаимодействиямежду римскими гражданами и иностранцами.

Таким образом, создается дуализм междунормами цивильного права и правомнародов. Это говорит о разработанноститакой правовой системы и ее приспособленностидля регулирования в первую очередьторговых отношений.

Право народовприсуще не только развитие норм цивильногоправа, но и заимствование норм из правадругих народов. Именно в праве народовсформирован принцип формальногоравенства всех участников общественных отношений. Данный принцип сохранен и в современном частном праве.

Право справедливости– данная правовая система сложилась в эпоху принципата и представляла собойпротивоположность норм строго права.В практике римских юристов особоезначение стал иметь принципу справедливости,что есть основание для равенства всехв области права.

Данный принцип вчастности позволил сформировать такоепонятие как «добрая совесть» (bona fides). Этот принцип имел особое значение впреторском праве.

Так претор, в своейзаписке судье мог указать, что делодолжно быть разрешено, принимая вовнимание «добрую совесть», что означало непосредственное правопримененияпринципа справедливости.

Естественное право– правовая система возникает в конце республиканского периода. Цицеронутверждал, что право основывается напринципах неизменного нравственного сознания и морали, которое существует в сердце каждого человека. Нормыестественного права присущи каждомучеловеку, следовательно, они применимыко всем без исключения.

Источник: https://studfile.net/preview/6061986/

Uchebnik-free
Добавить комментарий