1. Методы и методология познания государственно-правовых явлений.

Лекция 2. Методы научного познания государственно-правовых явлений

1. Методы и методология познания государственно-правовых явлений.

Вопросы:

1.Значение методологии для науки

2.Всеобщие методы

3.Общенаучные методы

4.Частнонаучные методы

5.Частноправовые методы

1. Значение методологии для науки

Методология– совокупность способов, приемов,средств и отдельных методов познанияс целью выявления нового научнообоснованного знания.Каждому методу характерен свой вариантпознания, т.е. как это будет происходить.

Терминметодология происходит от греческого«метод» — путьи «логос» — наука, вместе означающиенаучное направлениео изучении методов добывания новыхзнаний (например, в истории есть имяученого — Френсис Бэкон, который пыталсясоздать специальное научное обществодля систематизированной облегченнойдобычи новых знаний).

Методологияпредставляет собой определенноеколичество используемых методов, которыеиспользуются для получения качественнонового знания. Чем шире набор методовпо отношению к изучаемому явлению, тембольшими возможностями обладает наукадля получения и развития объективныхданных.

Каждому из этих методов присущи своизаконы, прин­ципы,категории. Многообразиеметодов можно разделить на три большиегруппы (всеобщие, общенаучные,частнонаучные).

2.Всеобщие методы

Всеобщие(философские) методы– методы, предназначенные для выявленияфилософских, наиболее общих знаний,отражающих исходную мировоззренческуюпозицию исследователя (ученого, студентаи др.) в отношении любого государственно-правовогоявления. Они включаютв себя метафизику и диалектику каксамостоятельные направления в познаниядействительности.

1.Метафизика как научный подход рассматриваетгосударство и право в качестве постоянныхи неизменных институтов, тесно несвязанных между собой и иными явлениямиобщественной жизни. Часто используетсяформальный подход,анализируются уже имеющиеся теории внауке, развиваются до абсолюта, частограничат с абсурдом.

Например, утверждение,что право ценнее государства.

Данноеутверждение близко к абсурду по причиненеобеспеченности прав государством(например, права «раздуваются» и отстаютот возможностей обеспечения государствомили абсолютизация гуманизма в идееправового государства противоречитидее справедливости при отмене смертнойказни в правовом государстве).

2.Диалектика раскрывает наиболее общиезаконы развития объективного мира,изучает ихв динамике, во взаи­мосвязии поступательности движения, совместномразвитии противоположностей (их единстваи борьбы).

Законыдиалектики сви­детельствуюто том, что всякое движение естьвозникновение, развитие и разрешениепротиворечий. Диалектическаялогика выявляет принципы перехода кновому знанию, исследует образованиеи развитие теорий.

Основнымитребованиями диалектической логикиявляются: всесторон­нийохват предмета в мышлении; рассмотрениепредмета в егоразвитии, самодвижении; привлечениевсей имеющейся практикидля полного определения предмета;утверждение, чтоабстрактной истины нет, истина всегдаконкретна.

Нет и абсолютной истины, естьотносительная. Например, смягчение/ужесточениесанкции возможно лишь при достижениисоответствующей ступени развитияобщества.

Диалектикаподразделяется на материализм и идеализм.Материализм акцентирует внимание нафакторах материального мира (деньги,вещи, земля и др.), а идеализм связан сдуховными, психологическими факторами(осознание идеала, стремление подражатьхаризме-уникальности).

2.а. Диалектический материализм делитсяна:

Объективныйматериализм рассматривает любоегосударственно-правовое явление вдинамике его развития с сопутствующимифундаментальными (неизменными) факторами(социальными – расслоение общества,экономическими — неравенство и др.).

Субъективныйматериализм рассматривает любое явлениево взаимосвязи с сопутствующиминефундаметальными (подвижными) факторами(географическими – место поселениявлияет на принятие закона, этническими– модель поведения присущая местурождения и национальным особенностям.

2.б.Диалектический идеализм делится на:

Объективныйидеализм рассматривает любое явлениев связи с фундаментальными (неизменными)факторами, божественной силой или высшимразумом. Например, наличие законовобусловлено волей господа.

Субъективныйидеализм рассматривает любое явлениево взаимосвязи с сопутствующиминефундаметальными (подвижные) факторами- сознание человека, учет его интересов(воли), особенностей психики. Например,право – это всегда результат воликонкретного лица или группы лиц.

Источник: https://studfile.net/preview/5252163/page:5/

Методы научного познания государственно-правовых явлений

1. Методы и методология познания государственно-правовых явлений.

Любая наука в процессе исследования своего предмета использует самые различные методы (способы, приемы), которые выступают в качестве составной части метода науки.

Многообразие методов, используемых наукой при исследовании своего предмета, неизбежно предполагает их классификацию. Однако вопрос о классификации методов науки не имеет в литературе единообразного решения.

В философской и науковедческой литературе, например, предлагаются самые разные варианты классификации и методов познания вообще, и методов научного познания.

Так, В. С. Степин считает, что методологический анализ процесса научного познания позволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание.

К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение и т. д. Условно он их называет общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые приемы, характерные только для научного познания, — научные методы исследования.

Последние, в свою очередь, он подразделяет на две основные группы: методы построения эмпирического знания и методы построения теоретического знания[127].

О. Г. Данильян и В. М. Тараненко все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, считают возможным разделить на три основных вида: общефилософский (универсальный) метод, общенаучные, частные методы.

Общефилософский метод – это метод, которым пользуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.

Общенаучные методы – это методы, которые используются также всеми или почти всеми науками, но в отличие от общефилософского метода не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определенных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств предмета или явления.

Частные – это методы, которые предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как правило, в пределах одной науки[128].

Похожую точку зрения высказывают Н. Ф. Бучило и А. Н. Чумаков. Они различают частные, общие и всеобщие методы познания.

Частные – это методы, которые применяются одной или несколькими науками, имеющими общий предмет исследования. Общие (общенаучные) методы познания являются достоянием науки в целом.

Всеобщие (философские) – это методы, которые формируются в результате развития науки и включаются в состав научной картины мира[129].

Примерно такую же классификацию методов познания дает В. И. Штанько. Он различает всеобщие, философские методы, общенаучные методы и частные или специальные методы.

К философским методам традиционно причисляются диалектический и метафизический методы, а также феноменологический, герменевтический и некоторые другие методы, активная разработка которых началась в XX в.

Общенаучные – это методы, которые находят применение во всех или почти во всех науках, но в отличие от всеобщих методов они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания.

Частные или специальные методы характерны для отдельных наук или областей практической деятельности. Кроме того, В. И. Штанько в качестве особой группы методов выделяет методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы[130].

Три группы методов познания – специальные, общенаучные, универсальные – различает А. В. Панин. Специальные методы применимы, по его мнению, только в рамках отдельных наук, общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, универсальные (всеобщие) методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека[131].

Встречаются и более сложные классификации методов познания, когда их подразделяют не по одному, а по нескольким основаниям. Так, например, В. П. Кохановский отмечает, что оснований для деления методов науки может быть несколько.

В частности, в зависимости от роли и места в процессе научного познания он выделяет методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук.

Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

В соответствии с многоуровневой концепцией методологического знания он различает: 1) философские методы, среди которых называются диалектический и метафизический методы, а также аналитический, интуитивный, феменологический, герменевтический и др.

; 2) общенаучные подходы и методы исследования, которые выступают в качестве «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; 3) частнонаучные методы, которые представляют совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке (методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук); 4) дисциплинарные методы, представляющие собой систему приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук; 5) методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин[132].

Теперь выясним, какие мнения высказываются относительно классификации методов познания в отечественной юридической литературе. Сразу заметим, что здесь тоже отсутствует единство позиций.

Так, одни исследователи выделяет такие группы методов, как общефилософские, или мировоззренческие, общенаучные и частнонаучные[133]. Другие различают всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы[134].

Третьи к методам юридической науки, в частности, к методам науки теории государства и права, относят общие (универсальные, общенаучные, философские), частные и специальные[135].

Четвертые исходят из того, что методы, используемые наукой, в том числе и юридической, подразделяются на общенаучные, применяемые большинством наук, и частнонаучные, свойственные группе наук[136]. Встречаются на этот счет и другие высказывания.

Не стремясь охватить максимально возможное число взглядов на классификацию методов науки вообще и юридической науки в частности, считаем, что все методы, которые использует юридическая наука при исследовании государственно-правовых явлений, можно классифицировать по различным основаниям.

Однако наиболее предпочтительным является их деление, основанное на многоуровневой концепции учения о методах науки.

В соответствии с этим критерием все методы, которые использует юридическая наука при исследовании государственно-правовых явлений, можно разделить на четыре группы: философско-мировоззренческие, общенаучные, частнонаучные и собственно юридические.

Философско-мировоззренческие методы составляют методологическую основу юридической науки и охватывают все стадии научного познания. К ним относятся различные философские, мировоззренческие подходы, концепции, на которых ученые-правоведы основывают свои научные исследования.

Это могут быть те или иные направления материалистической или идеалистической философии: диалектический материализм, позитивизм, феноменология, герменевтика, структурализм и т. д.

Как правило, для юридической науки многих стран характерен методологический плюрализм, согласно которому каждый исследователь свободен в выборе философско-мировоззренческих методов, на основе которых он будет проводить свои научные изыскания.

Вместе с тем в некоторых странах в науке, особенно гуманитарной, а значит и юридической, господствует методологический монизм, согласно которому методологическую основу науки должны составлять только строго определенные философско-мировоззренческие методы.

Так, например, в советской науке, в том числе юридической, господствовал идеологический и методологический монизм. Каждый ученый в своих исследованиях должен был опираться исключительно на марксистско-ленинскую идеологию и философию. В противном случае его ожидали самые непредсказуемые последствия, вплоть до полного отлучения от науки.

Общенаучные методы – это методы, которые используются практически всеми науками, в том числе и юридическими. В отличие от философско-мировоззренческих методов они охватывают не все, а лишь отдельные стадии научного познания и связаны с решением только определенных познавательных задач.

К общенаучным относятся такие методы, как методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, сравнительный, системный, структурно-функциональный и другие методы. Некоторые исследователи к общенаучным методам относят исторический, логический, системный и функциональный методы[137].

Частнонаучные методы – это методы, которые разрабатываются различными частными, или специальными науками и широко используются юридической наукой при исследовании государственно-правовых явлений. Эти методы имеют в основном прикладное значение. К ним принято относить математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и некоторые другие методы.

Собственно юридические методы – это методы, которые вырабатываются теорией государства и права и другими юридическими науками. Их нередко включают в состав частнонаучных методов, поскольку юридические науки относятся к частным наукам.

Однако в связи с тем, что эти методы вырабатываются самими юридическими науками и используются только в пределах этих наук, их целесообразно выделить в самостоятельную группу. Иногда их называют частными методами. Думается, правильнее и точнее их называть собственно юридическими методами, поскольку частными нередко называют частнонаучные методы.

К собственно юридическим следует относить такие методы, как формально-юридический (догматический) метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

Глава 8

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/14342.html

Методы научного познания Государственно-правовых явлений

1. Методы и методология познания государственно-правовых явлений.

Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть, как изучаются государство и право.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания.Метод — это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией.

Термин «методология» складывается из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» — учение о методах познания.

Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему.

1) Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2) Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития.

Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость.

На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие — к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.

). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т.п.).

Математический метод — это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.

), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права.

Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. — в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение).

К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение — сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения.

В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юридическим наукам, которые ее используют в своей эволюции.

Методология правовых исследований, апробированная политико-правовой практикой, обладает богатым содержанием и состоит по крайней мере из нескольких ветвей. Поэтому преувеличение какой-либо одной из них таит в себе опасность снижения познавательного потенциала научного знания и грозит обернуться возникновением кризисной ситуации в науке.

Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм.

Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права теория создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_118678_metodi-nauchnogo-poznaniya-gosudarstvenno-pravovih-yavleniy.html

Тема 1.2. Методы научного познания государственно-правовых явлений

1. Методы и методология познания государственно-правовых явлений.

Методология — это учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.

Давая характеристику методам, которыми пользуется теория государства и права, нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех других наук, служат общие, частные и специальные методы.

На основе диалектического и исторического материализма теория государства и права использует системно-структурный, функциональный, сравнительный, статистический, кибернетический, социологический и другие методы.

Важное значение для этой науки имеют и специфические методы: формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический и правовой эксперимент.

Все эти методы формируют культуру мышления и способствуют эффективной работе юриста-профессионала.

Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития. Затем с учетом этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально.

Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность.

Она формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания.

Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права.

Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития.

Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации.

Отпадает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.

Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.

Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства.

Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и может сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права.

Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы и единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения. Затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права.

После этого выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права. Завершить этот процесс можно исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1414; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-97612.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий