1. Эволюция подходов к анализу науки.

1.2. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции о. Конта, л. Витгенштейна, к. Поппера, т. Куна, п. Фейерабенда, м. Полани

1. Эволюция подходов к анализу науки.

Впервые терминфилософия науки введен в 1840 г. Однако вкачестве самостоятельной отрасли знанияфилософия науки начинает развиватьсяв ХХ в.

Философия науки– это то, что философы и ученые думаюто науке, при этом думы о науке диаметральнопротивоположны. Одни признают позитивнуюценность науки, а другие говорят огубительном последствии науки дляразвития человечества.

Российский философВ. Степинсчитает, что предметом философии наукиявляется изучение общих закономерностейнаучного познания, причем наука должнарассматриваться в исторически изменяющемсякультурном и социальном контексте.

Большой вклад вэволюцию подходов к изучению науки внёспозитивизм.Фундаментальной установкой позитивизмаявляется утверждение о том, что истинноезнание может быть получено как результаттолько научной деятельности. Что касаетсяфилософии, то ей отказано в правеназываться научным знанием.

На базе развитияпозитивизма можно выделить три основныхэтапа развития взглядов на науку: а)позитивизм; б) неопозитивизм; в)постпозитивизм.

Позитивизмкак философия науки возникает в первойполовине XIXв. Егооснователем является О. Конт. Смыслподхода О. Конта к развитию наукизаключается в учении о трёх стадияхразвития знания. Человеческое познаниев своем развитии проходит три стадии:а) теологическая, б) метафизическая, в)позитивная.

На теологическойстадиичеловек объясняет явления природыдействием сверхъестественных сил, Бога.

На метафизическойстадии человек объясняет явления природыдействием абстрактных причин, сил.

На позитивнойстадиичеловек объясняет явления природы наоснове данных науки. Здесь происходитобъединение теории и практики. Человекдовольствуется тем, что на основенаблюдений выделяет связи в природе, ана основе анализа постоянно повторяющихсясвязей формулирует законы. Третьястадия, таким образом, связана сгосподством научного подхода в объяснениимира.

По Конту, наукаперестаёт быть делом одиночек, онапревращается в силу производства (наукаопределяет производство, выступает какпроизводительная сила). Наука жесткосвязана с опытом и экспериментом.

Толькопозитивное опытное знание способнодать что-то новое. Что касается философии,теологии, искусства, то они науками неявляются. При этом О.

Конт не отрицаетважность философии или теологии, простоон полагает, что эти формы знания неотносятся к наукам.

Настоящая наука,по Конту, ничего не может сказать опричинах существования Космоса иличеловека. Она говорит о том, как устроенКосмос или человек, но не о том, почемуони существуют. Следовательно, наукадолжна отвечать на вопрос «Как?», а не«Почему?».

Кчислу позитивных наук О. Конт относитматематику, астрономию, физику, химию,биологию, социологию. Эти науки позитивные,так как основаны на опыте, они приносятпрактическую отдачу, их выводы можноиспользовать на практике.

Неопозитивизмвозникает в 30-е годы ХХ в. Неопозитивизмпривлек внимание к необходимостифилософского анализа языка науки, кматематической и формальной логике.

Один из основателейнеопозитивизма Л. Витгенштейн утверждает,что философия науки должна заниматьсяанализом языка науки. Наука нуждаетсяв очищении своего языка.

В науке оченьмного сведений, связанных с употреблениемобыденного языка, а обыденный языкмногозначен, что может исказить результатынаучного исследования. Необходимосоздавать особый язык науки. Язык наукиочень тесно связан с опытом.

Научныезнания берутся из опыта, поэтому научныеистины – это совпадение высказыванийс опытом человечества или человека. Всвязи с этим Л. Витгенштейн выдвигаетпринцип верификации. Верификация– это опытнаяпроверка научного знания на истинность.

Следовательно, наука отличается отненаучных знаний тем, что научные знанияверифицируемы, то есть подтверждаютсяна опыте. Таким образом, Л. Витгенштейни неопозитивизм в целом привлекливнимание к проблеме языка науки, кматематической и формальной логике.

Другой представительнеопозитивизма К. Попперпоказывает,что невозможно все содержание наукисвести только к утверждениям, которыеоснованы на опыте. К. Поппер считает,что в науке прийти ко лжи гораздо легче,чем к истине. Первый признак ложноститеории заключается в том, что все фактыстремятся объяснить только из этойтеории.

В результате факты,которые противоречат господствующейтеории, не учитываются, замалчиваются.Настоящая же наука какие-то явления ифакты объясняет, а какие-то нет.

Теория,а вместе с тем и наука является настоящейтогда, когда её принципы могут бытьопровергнуты некоторыми фактами. В этоми состоит смысл идеи К. Поппера офальсификации. Фальсификация– это возможность опровержения теориикакими–то фактами.

Принцип фальсификацииотличает науку от ненаучных форм знания(теология, идеология, астрология и т.п.).

Постпозитивизмразвивается во второй половине ХХ в. Врамках постпозитивизма намечаетсяочевидная установка на анализ социальныхи культурных факторов в развитии науки. Крупнейшие представители постпозитивизма:Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани.

Т. Кунполагает,что наука непонятна вне своей историии обращает внимание на необходимостьисторического подхода к изучению наук.В этой связи он выдвигает концепциюпарадигмы. Парадигма– это признаваемая на данном этапебольшинством ученых господствующаянаучная идея (теория). Парадигма – этообщепринятый в науке способ виденияпроблем.

Термин «парадигма» совпадаетс понятием «нормальная наука» (эволюционнаяфаза в развитии науки). На этой фазе большинство ученых разделяет господствующуютеорию. Затем начинается революционнаяфаза развития науки, появляется многоальтернативных теорий, которыепротиворечат старой парадигме.

И,наконец, научное сообщество выбираетдля себя новую парадигму.

П. Фейерабендвыдвигает две взаимосвязанные идеи: а)идея размножения теорий, б) идеягносеологического анархизма.

По его мнению,настоящий ученый стремится создатьсобственную научную теорию, котораяпротиворечит другим существующимтеориям. Поэтому наблюдается постоянноеувеличение конкурирующих научныхтеорий.

Несмотря на взаимное отрицание,борьба теорий полезна для развитиянауки. Но отсюда следует, что не можетбыть единого языка науки и единойпарадигмы.

А что же остается? Остаетсяполный научный плюрализм, которыйпроявляется в хаотичном нагромождениитеорий.

В результате внауке господствует гносеологическийанархизм. Отрицаются любые догмы,признается ценность любой теории. Всвободном обществе все научные традицииравны, поэтому гносеологический анархизм– это нормальное явление для современнойнауки.

П. Фейерабендполагает, что в развитии науки значительнуюроль играет не только разум, но инерациональные явления – страсти ичувства. В науке идет ожесточеннаяборьба не столько за истину, сколько заславу, власть, деньги. Новая теориясменяет старую теорию не потому, чтоона более истинна, а потому чтоподдерживается властью, пропагандой,средствами массовой информации.

Британский философМ. Полани выступает как критик К. Поппераи выдвигает концепцию личностногознания в науке. В структуре познавательнойдеятельности он выделяет явные и неявныекомпоненты. Явное знание представленов понятиях и теориях. Это знание можноприобрести посредством изучения научныхтрудов и учебников.

Неявное знание –это личностное знание, которое вплетенов искусство экспериментирования итеоретические навыки ученых, в ихпристрастия и убеждения. Неявное знаниепередается через непосредственные («изрук в руки») личные контакты ученых.

Суть концепции личностного знания внауке описана в следующих словах: «Япоказал, что в каждом акте познанияприсутствует страстный вклад познающейличности и что это не добавка, несвидетельство несовершенства, нонасущный элемент знания».

М. Полани утверждает, что личность ученого играет огромнуюроль в процессе познания. Тот факт, чтовремя одиночек в науке прошло, вовсене отрицает личностного вклада в науку.Да, современный ученый в основномработает в коллективе, современнаянаука – плод коллективного творчества.

Но в то же время ничем нельзя заменитьискусство и талант отдельного ученого.Необходимы личность, способности.Нельзя любого человека «с улицы» сделатьученым, необходимы особые качестваинтеллекта. Наука не продвигается вперед одними только методами.

Важноезначение имеют личность ученого, общениетворческих личностей, непосредственноеобучение ученика с учителем.

Источник: https://studfile.net/preview/6223622/page:4/

Аспирант философ

1. Эволюция подходов к анализу науки.

Здесь собраны ответы на экзаменпо кандидатскому минимуму

Позитивистская традиция в философии науки. Концепции О. Конта, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани Впервые термин философия науки введен в 1840 г. Однако в качестве самостоятельной отрасли знания философия науки начинает развиваться в ХХ в. Философия науки — это то, что философы и ученые думают о науке, при этом думы о науке диаметрально противоположны.

Одни признают позитивную ценность науки, а другие говорят о губительном последствии науки для развития человечества. Российский философ В. Степин считает, что предметом философии науки является изучение общих закономерностей научного познания, причем наука должна рассматриваться в исторически изменяющемся культурном и социальном контексте.

Большой вклад в эволюцию подходов к изучению науки внёс позитивизм. Фундаментальной установкой позитивизма является утверждение о том, что истинное знание может быть получено как результат только научной деятельности. Что касается философии, то ей отказано в праве называться научным знанием. На базе развития позитивизма можно выделить три основных этапа развития взглядов на науку: 1.

позитивизм, 2. неопозитивизм, 3. постпозитивизМ Позитивизм как философия науки возникает в первой половине ХIХ в. Его основателем является О. Конт. Смысл подхода О. Конта к развитию науки заключается в учении о трёх стадиях развития знания. Человеческое познание в своем развитии проходит три стадии: 1. теологи ческая, 2. метафизическая, 3.

позитивная На теологической стадии человек объясняет явления природы действием сверхъестественных сил, Бога. На метафизической стадии человек объясняет явления природы действием абстрактных причин, сил. На позитивной стадии человек объясняет явления природы на основе данных науки. Здесь происходит объединение теории и практики.

Человек довольствуется тем, что на основе наблюдений выделяет связи в природе, а на основе анализа постоянно повторяющихся связей формулирует законы. Третья стадия, таким образом, связана с господством научного подхода в объяснении мира. По Конту, наука перестаёт быть делом одиночек, она превращается в силу производства (наука определяет производство, выступает как производительная сила).

Наука жестко связана с опытом и экспериментом. Только позитивное опытное знание способно дать что-то новое. Что касается философии, теологии, искусства, то они науками не являются. При этом О.Конт не отрицает важность философии или теологии, просто он полагает, что эти формы знания не относятся к наукам.

Настоящая наука, по Конту, ничего не может сказать о причинах существования Космоса или человека. Она говорит о том, как устроен Космос или человек, но не о том, почему они существуют. Следовательно, наука должна отвечать на вопрос ((Как?», а не ((Почему?». К числу позитивных наук О. Конт относит математику, астрономию, физику, химию, биологию, социологию.

Эти науки позитивные, так как основаны на опыте, они приносят практическую отдачу, их выводы можно использовать на практике. Неопозитивизм возникает в 30-е годы ХХ в. Неопозитивизм привлек внимание к необходимости философского анализа языка науки, к математической и формальной логике. Один из основателей неопозитивизма Л.

Витгенштейн утверждает, что философия науки должна заниматься анализом языка науки. Наука нуждается в очищении своего языка. В науке очень много сведений, связанных с употреблением обыденного языка, а обыденный язык многозначен, что может исказить результаты научного исследования. Необходимо создавать особый язык науки. Язык науки очень тесно связан с опытом.

Научные знания берутся из опыта, поэтому научные истины — это совпадение высказываний с опытом человечества или человека. В связи с этим Л. Витгенштейн выдвигает принцип верификации. Верификация — это опытная проверка научного знания на истинность. Следовательно, наука отличается от ненаучных знаний тем, что научные знания верифицируемы, то есть подтверждаются на опыте. Таким образом, Л.

Витгенштейн и неопозитивизм в целом привлекли внимание к проблеме языка науки, к математической и формальной логике. другой представитель неопозитивизма К. Поппер показывает, что невозможно все содержание науки свести только к утверждениям, которые основаны на опыте, К. Поппер считает, что в науке прийти ко лжи гораздо легче, чем к истине.

Первый признак ложности теории заключается в том, что все факты стремятся объяснить только из этой теории. В результате факты, которые противоречат господствующей теории, не учитываются, замалчиваются. Настоящая же наука какие-то явления и факты объясняет, а какие-то нет. Теория, а вместе с тем и наука является настоящей тогда, когда её принципы могут быть опровергнуты некоторыми фактами.

В этом и состоит смысл идеи К. Поппера о фальсификации. Фальсификация — это возможность опровержения теории какими—то фактами. Принцип фальсификации отличает науку от ненаучных форм знания (теология, идеология, астрология и т.п.). Постпозитивизм развивается во второй половине ХХ в.

В рамках постпозитивизма намечается очевидная установка на анализ социальных и культурных факторов в развитии науки. Крупнейшие представители постпозитивизма: Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани. Т. Кун полагает, что наука непонятна вне своей истории и обращает внимание на необходимость исторического подхода к изучению наук. В этой связи он выдвигает концепцию парадигмы.

Парадигма — это признаваемая на данном этапе большинством ученых господствующая научная идея (теория). Парадигма — это общепринятый в науке способ видения проблем. Термин «парадигма» совпадает с понятием «нормальная наука» (эволюционная фаза в развитии науки). На этой фазе большинство ученых разделяет господствующую теорию.

Затем начинается революционная фаза развития науки, появляется много альтернативных теорий, которые противоречат старой парадигме. И, наконец, научное сообщество выбирает для себя новую парадигму. П. Фейерабенд выдвигает две взаимосвязанные идеи: а) идея размножения теорий, б) идея гносеологического анархизма.

По его мнению, настоящий ученый стремится создать собственную научную теорию, которая противоречит другим существующим теориям. Поэтому наблюдается постоянное увеличение конкурирующих научных теорий. Несмотря на взаимное отрицание, борьба теорий полезна для развития науки. Но отсюда следует, что не может быть единого языка науки и единой парадигмы. А что же остается? Остается полный научный плюрализм, который проявляется в хаотичном нагромождении теорий.

В результате в науке господствует гносеологический анархизм. Отрицаются любые догмы, признается ценность любой теории. В свободном обществе все научные традиции равны, поэтому гносеологический анархизм — это нормальное явление для современной науки.

П. Фейерабенд полагает, что в развитии науки значительную роль играет не только разум, но и нерациональные явления — страсти и чувства. В науке идет ожесточенная борьба не столько за истину, сколько за славу, власть, деньги.

Новая теория сменяет старую теорию не потому, что она более истинна, а потому что поддерживается властью, пропагандой, средствами массовой информации. Британский философ М. Полани выступает как критик К. Поппера и выдвигает концепцию личностного знания в науке.

В структуре познавательной деятельности он выделяет явные и неявные компоненты. Явное знание представлено в понятиях и теориях. Это знание можно приобрести посредством изучения научных трудов и учебников.

Неявное знание — это личностное знание, которое вплетено в искусство экспериментирования и теоретические навыки ученых, в их пристрастия и убеждения. Неявное знание передается через непосредственные («из рук в руки») личные контакты ученых. Суть концепции личностного знания в науке описана в следующих словах:

Источник: http://aspirantfilosov.narod.ru/1-2.html

Эволюция основных подходов к анализу науки

1. Эволюция подходов к анализу науки.

Ответ на этот вопрос может быть составлен как совокупность из двух ответов: Основные концепции науки в истории философии. Возникновение науки и основные этапы ее развития.

Как уже отмечалось, предпосылки некоторых идей современной философии науки можно обнаружить еще в античной философии. К ним относятся прежде всего диалектический метод мышления, аксиоматический метод построения математического знания и создание Аристотелем формальной логики.

Поскольку у древних греков не существовало развитой системы эмпирического знания, то науке Нового времени пришлось здесь начинать с создания новых методов, приемов и процедур эмпирического исследования. В этих целях Ф. Бэконом были разработаны методы индуктивного исследования, которые можно было использовать в простейших случаях.

Но естествознание создало более тонкие и сложные способы исследования, объединившие наблюдение и математический расчет. Важнейшим из них был экспериментальный метод, который начал весьма успешно применять Г. Галилей при изучении простейших форм механического движения тел.

Особенность его метода заключалась в том, что он в отличие от натурфилософов отказался объяснять явления природы с помощью неких скрытых сил. Вместо этого он начал ставить эксперименты, с помощью которых стал задавать природы вопросы путем выдвижения определенных гипотез. Открытие И. Кеплером законов движения планет и создание И.

Ньютоном классической механики и теории гравитации завершило построение механической картины мира. В основе этой картины лежит представление о том, что окружающий нас мир управляется универсальными детерминистическими законами.

Принцип механического детерминизма выражает суть механической картины мира: мир выглядит как огромная механическая система, каждое последующее состояние которой определяется предыдущим состоянием. Если же некоторые явления кажутся на случайными, то это означает, что мы пока не смогли открыть причины их возникновения или происхождения. В самом же реальном мире все связано непрерывной цепью причин и следствий, и поэтому все в нем предопределено.

Огюст Конт — родоначальник социологии и основоположник классического позитивизма. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришел к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать

изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы.

Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задавать вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Джон Стюарт Милль в своей книге «Система логики» продолжил традицию эмпирического обоснования науки с помощью индуктивной логики. Усовершенствовал и систематизировал каноны и правила индукции Бэкона. В дальнейшем ввел априорный принцип единообразия и отошел от эмпиризма.

Герберт Спенсер ввел в позитивистскую философию идею эволюционного прогресса — в ходе развития научного знания происходит постепенная интеграция конкретных, частных знаний в рамках философии. Такие исходные положения как неуничтожимость материи, непрерывность движения и закон постоянства силы должны стать важнейшими принципами при систематизации и объяснении эмпирических фактов.

К концу 19-началу 20 веков открытие естественной радиоактивности, открытие сложной структуры атомов в корне изменили представления ученых о научной картине мира, созданной классической физикой. На смену ей пришла новая картина мира, основанная на квантовой механике и теории относительности.

В 30 годы 20 века в философии науки вновь возрождается интерес к проблемам, поставленным позитивистами.

Появились новые методы, заимствованные из символической логики. Представители Венского кружка и берлинской группы эмпирической философии (впоследствии — неопозитивисты) главной целью философии науки провозгласили логический анализ языка науки и создание унифицированного научного языка, подобного языку теоретической физики. Поэтому их потом стали называть логическими позитивистами.

Пытались создать чистый, нейтральный язык наблюдения, попытались свести к наблюдению все теоретические понятия. Но не смогли исключить теоретические понятия из науки. С помощью критерия верификации пытались объявить лишенными смысла философские утверждения, ибо их невозможно проверить эмпирически.

Всецело ориентировались на вопросы проверки и обоснования готовых результатов научного познания и совершенно не рассматривали проблемы развития и поиска нового знания. Задача философии состоит в обосновании существующего знания, а не в анализе его открытия.

Придерживались гипотетико-дедуктивного метода исследования науки, согласно которому наука не должна заниматься изучением процесса генерирования и изобретения гипотез. Ее задача состоит в логической разработке гипотез, т.е. выведении всех необходимых следствий из них и сравнения их с результатами наблюдений и экспериментов. Активно выступал против верификации и критиковал их К. Поппер.

Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма:

а) представителями первого являются — Конт, Э.Латтре, П.Лаффит, Милль, Спенсер; наряду с проблемами гносеологии (Конт) и логики (Милль), позитивисты важное место отводили социологии;

б) эмпириокритицизм (70-90 гг 19 в.) связан с именем Маха и Авенариуса (см. выше);

в) третья волна позитивизма — неопозитивизм (аналитическая философия) — одно из основных направлений в философии 20 в.

Можно выделить три основные ветви неопозитивизма:

1) Кэмбриджская (Бертран Рассел, Джон Мур, Витгенштейн);

2) Варшавско-Львовская школа (Тарский, Ян Лукасевич и Айдукевич);

3) центральное ядро — Венский кружок (Рудольф Карнап, Рехенбах).

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 465;

Источник: https://studopedia.net/6_89307_evolyutsiya-osnovnih-podhodov-k-analizu-nauki.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий