1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Чем отличается народная педагогика от научной

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

РубрикаПедагогика
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления24.03.2014
Размер файла13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования

Отдел аспирантуры и докторантуры

ЭССЕ

по предмету: Современные педагогические теории

Чем отличается народная педагогика от научной?

Способы передачи знаний народной педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого

народный научный педагогика знание

fЛитература

1. Измайлов А.Э. Народная педагогика. ? М.: Педагогика, 1991.

2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. ? Иркутск, 1926.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, ? Чебоксары, 1956.

5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература. ? 1956. ? №3.

6. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. — М., 1969.

7. Макаренко А.С. О воспитании в семье. — М., 1955. — С. 124.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Семья как нравственная доминанта народной педагогики. Башкирская народная педагогика семьи. Средства и методы народной педагогики в семейном воспитании. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека. Башкирская семья в прошлом.курсовая работа [71,5 K], добавлен 09.06.2010

Источник: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a2ac69b5c43b88421216c37_0.html

Бытовая (житейская) и научная педагогика

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса – это разви­тие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями.

Это заложило ос­новы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и пере­даются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в свя­зи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И, наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами.

Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией.

Про­цесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессиона­лизма, а создание эффективных моделей образования – научного подхода.

Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

Роль родителя – одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Одним она нравится, другим – не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением.

Осознание себя родителем – процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей.

После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны.

В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса – творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами.

Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.

Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний. Способ получения житейских педагогических знаний – опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобрете­ния научных педагогических знаний – выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий.

Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя.

Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний. Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены.

Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно.

Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека).

В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний. Способы передачи знаний житейской педагогики весьма ограничены.

Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности.

В научной лее педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.

Источник: https://cyberpedia.su/1x2d5e.html

Народная и научная педагогика

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием «воспитание», с формированием человека.

Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми.

Наука о воспитании, однако, сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и другие.

Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей.

Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.

Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников.

В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е.

возникают специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей.

Уже в трудах древнегреческих философов – Фалеса, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других содержалось немало глубоких мыслей о воспитании, были разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35 – 96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика». В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки.

Греческое слово «пейда-гогос» (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает детоводитель. Из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч.

gymnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например, Тертуллиан (160 – 222), Августин (354 – 430), теолог Фома Аквинский (1225 – 1274) и др.

, создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Общеобразовательную школу с ее главными атрибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых был И. Лойола (1491 – 1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и принципы функционирования новой, не известной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс.

Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования.

Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «Общества Иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый.

Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс – это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых.

Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе – это тоже изобретение иезуитов.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения.

Виднейшие деятели этой эпохи: итальянский гуманист Виттарино да Фельтре (1378 – 1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442 – 1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465 – 1536), французский философ Мишель Монтень (1533 –1592).

Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям. Педагогика вплоть до начала XVII века продолжала оставаться частью философии.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук».

В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670).

Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А.

Коменским принципы, методы, формы обучения – например, принцип природосообразности, классно-урочная система – вошли в золотой фонд педагогической теории.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена Джона Локка, Генриха Песталоцци. Ж. Ж. Руссо. В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и педагог Дж. Локк (1632 – 1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена.

Локк отрицал наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabyla rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Ж. Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка.

Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а приспосабливаться к детским склонностям и интересам (теория «свободного воспитания» и педоцентризм). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога
И. Песталоцци (1746 – 1827). Немецкий философ И.

Гербарт (1776 – 1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики.

Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790 – 1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внеслиМ. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой и др.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка.

В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I.

Симеон Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду.

Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Много интересных идей о воспитании содержится в поэме «Песнь о зубре» Н. Гусовского (1480 – после 1533), а также в трудах Франциска Скорины (около 1490 – не позднее 1541), который на много лет раньше Ивана Федорова начал печатать книги на Руси.

Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) (? – после 1633), который работал учителем в братских школах Беларуси и написал такие учебники, как «Азбука» (1596), «Лексис» (1596), «Грамматика словенска…» (1596) и др.

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876 – 1916), которая написала книгу «Первое чтение для деток белорусов» и ряд статей о воспитании.

Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (1882 – 1956).

Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, в частности, «Второе чтение для детей белорусов», о котором А.Е.

Богданович, отец поэта Максима Богдановича, писал, что после «Детского мира» и «Родного слова» К.Д. Ушинского это самая лучшая учебная книга.

Мировую славу отечественной педагогике принес К. Д. Ушинский (1824 – 1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В его педагогической системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений.

В конце XIX – начале XX вв. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли.

Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Д. Дьюи (1859 – 1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874 – 1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

В начале XX века в мировой педагогике активно распространяются идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница М. Монтессори (1870 – 1952).

В книге «Метод научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, они позволяют достичь значительно большего в развитии ребенка.

Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия.

Отечественная педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С. Т. Шацкий (1878 – 1934), П. П. Блонский (1884 – 1941).

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К.

Крупской (1869 – 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С.

Макаренко (1888 – 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.

По степени теоретического отражения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная же педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте. В среде простых людей складывались свои представления о воспитании.

В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди по-своему высказывали свое отношение к характеру воспитания, и совокупность этих идей привела к формированию педагогики, которая получила название народной.

Эта педагогика выше всего ценила такие качества, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми.
В массе своей простые люди хорошо понимали огромную роль воспитания в подготовке подрастающих поколений к жизни.

Именно в их среде родилось изречение: рассчитываешь на год – засевай поле, рассчитываешь на десятилетия – выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века – работай с людьми и воспитывай детей.



Источник: https://infopedia.su/4x1eb8.html

1 Бытовая и научная педагогика

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Общие основы педагогики.

Социальная и коррекционная педагогика

Тема 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания. Важная часть общего социального прогресса — это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями.

Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами.

Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией.

Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования — научного подхода.

Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

Роль родителя — одна из древнейших ролей, которые играет человек. Большинство взрослых являются родителями и почти ежедневно, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Одним она нравится, другим — не очень, одни готовились к ней не один год, другие узнали об этом как о свершившемся факте и вынуждены были примириться с новым положением.

Осознание себя родителем — процесс сложный, требующий обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремлений. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как правило, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во всем зависим от родителей.

После шока первого телесного контакта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоянии становятся привычными, возникают вопросы: каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспитывать? Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень различны.

В воспитании, несмотря на огромный научный и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса — творец, динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами.

Хотя в основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.

Сравним бытовую (житейскую) и научную педагогику по трем основным параметрам: способы получения знаний; характер и структура знаний; способы передачи знаний.

Способы получения знаний.

Способ получения житейских педагогических знаний — опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний — выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий.

Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя.

Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующее явление и вскрывающих возможность его преобразования.

Характер и структура знаний.

Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно.

Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике (контекстом в научной педагогике выступает та или иная научная школа, контекстом житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека).

В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

Способы передачи знаний.

С пособы передачи знаний житейской педагогики весьма ограничены.

Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей, «народную мудрость» (пословицы, поговорки, сказки) и декларируемые в социуме воспитательный ценности.

В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.

Источник: https://studizba.com/lectures/111-raznoe/1532-pedagogika-i-psihologija/28862-1-bytovaja-i-nauchnaja-pedagogika.html

1.1.3. Источники педагогической науки — Учебный курс

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

1. Народнаяпедагогика.

2. Педагогикаи религия.

3. Анализ,обобщение, интерпретация педагогических воззрений разных времен.

4. Педагогическаяпрактика.

5. Специальныеэкспериментальные исследования.

6. Данныесмежных наук.

 1. Важнейшим источником научныхпредставлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народнаяпедагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся заисторию существования того или иного народа.

В народной педагогике отражаютсякультура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен бытьчеловек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияниесоциально-экономические, геополитические факторы.

Золотой фонд современнойнаучной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизньютрадиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества.

2. Опыт воспитания в человеческомобществе во многом складывался под влиянием религии. В религиозныхкнигах (Библии, Коране, Талмуде и др.

) сконцентрированы представлениячеловечества о морали и нравственности: «Чти отца своего и мать», «Не убий», «Неукради» и др. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.

Христианскоеучение дополнило их идеей о любви к ближнему, призывами любить и прощать другдруга, стремиться к совершенству.

В нашей стране в течение многихдесятилетий ХХ в. культивировалось негативное отношение к религии, хотя историясвидетельствует, как велика ее роль в «очеловечивании» людей. Л.Н.

Толстойписал, что разумное образование возможно, только если оно основано на учении орелигии и нравственности.

Поэтому педагогика (зарубежная и современнаяотечественная) ищет пути использования положительного ядра религиозных ученийдля блага воспитания и образования детей.

 3. Педагогическая наукаразвивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогическоймыслью прошлого.

Педагогика постоянно обращается к классическому наследиювеликих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшимвлияние на развитие педагогической мысли и практики.

Таким образом, педагогика,анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен,расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировойпедагогической культуры.

4. Источником педагогики являетсяи педагогическаяпрактика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи,который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельныхучебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов.

Особый интерес представляет,конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальноевлияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицейпушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышскаяшкола В. А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать имассовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный.

5. Современная педагогикастановится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добываетблагодаря специальным экспериментальным исследованиям.

Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, онаведется на кафедрах педагогических университетов, институтов.

Результаты исследовательскойдеятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях,сборниках научных трудов.

Недостаточное внедрениерезультатов педагогических исследований объясняется слабой постановкойинформационной службы в нашей стране. Многие замечательные научные идеиостаются нереализованными и потому, что основная масса педагогов не испытываетпотребности в самообразовании. Однако необходимо помнить, что подлинноемастерство педагога, искусство воспитания опираются на научное знание.

6. Современная педагогика активноиспользует данные смежных наук: философии, психологии, анатомии,физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др.

Исследование многихпедагогических проблем требует междисциплинарного подхода, объективных данныхдругих наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знаниеизучаемого предмета.

Так, педагогика как научная дисциплина пользуетсяпсихологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизациипедагогических фактов (например, результаты педагогической деятельности изучаютсяс помощью психологических диагностик — тестов, анкет и т. д.)

Источник: https://www.sites.google.com/site/obpedagogika/lekcii/tema-1-1-pedagogika-kak-nauka/1-1-3-istocniki-pedagogiceskoj-nauki

Педагогика как наука

1.1. Бытовая (житейская) и научная педагогика

Педагогика как наука.

  1. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч.

«антропос» — человек и «аго» — вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные.

Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика.

Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.

Несмотря на то что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

  1. Сформулируйте задачи педагогической науки и докажите их актуальность

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

Исходя из этого основные задачи педагогики — дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.

В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог должен строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.

Задача педагогики — разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье.

В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности.

Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий — наиболее сложная.

Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача педагогики — обоснование видов творческой деятельности детей.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса.

Задача педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у детей, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

Важнейшая задача педагогики — обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка.

Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка.

Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям.

Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях.

Задача педагогической науки на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и вне-учебной деятельности.

Одна из особенностей развития ребенка состоит в том, что определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. Вне чувственного познания невозможно движение мысли, овладение знаниями.

Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие логики мышления и познавательных способностей.

Задача педагогики разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в деятельности педагога.

Одним из способов решения названной задачи — разработка образовательных, воспитательных и развивающих приемов в воспитательном и учебном процессах. Исходя из общих установок педагогики и здравого смысла, они известны, но недостаточно систематизированы и не доведены до уровня технологий.

Таковы наиболее важные задачи педагогики.

  1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями.

Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил.

Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики.

Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями.

Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.

Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.

Д.Ущинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

Источник: https://magref.ru/pedagogika-kak-nauka/

Uchebnik-free
Добавить комментарий