§5. Административное судопроизводство и внесудебный порядок обжалования

Содержание
  1. Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус
  2. Апелляционное обжалование по административным делам
  3. Апелляционная жалоба по административному делу
  4. Кассационное обжалование по административным делам
  5. Обжалование по административным делам в порядке надзора
  6. Внесудебный и досудебный порядок рассмотрения административных дел
  7. Понятие и виды административных процедур
  8. История вопроса
  9. 5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы)
  10. Административные споры — виды, примеры, решения | Суворов Групп
  11. Что такое административные споры
  12. Как возникает административно правовой спор
  13. Стороны административных споров
  14. Порядок разрешения административных споров
  15. Виды административных споров
  16. Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Обжалование решений по административным делам: процедура, особенности | Правоведус

§5. Административное судопроизводство и внесудебный порядок обжалования

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом административного искового заявления.

При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно.

Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии: 

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц.

Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу.

Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ. 

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю. 

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле.

Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления. 

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать: 

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию.

То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д.

Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций – 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции.

При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле.

Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ.

Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен – с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.

По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать – наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение – передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе: 

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом.

Срок подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения.

надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу.

К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. 

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ.

Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности.

По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение: 

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/obzhalovanie-resheniy-po-administrativnyim-delam/

Внесудебный и досудебный порядок рассмотрения административных дел

§5. Административное судопроизводство и внесудебный порядок обжалования

Панова Инна Викторовна, судья ВАС РФ, зав. кафедрой административного права НИУ ВШЭ, профессор, доктор юридических наук.

Статья посвящена актуальным вопросам административной реформы и конкретным предложениям в сфере совершенствования административного порядка рассмотрения административных дел, например выработке эффективного механизма взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами, необходимости рассмотрения административных дел и жалоб специализированным органом. Подробно изучаются отдельные аспекты реформирования досудебного (внесудебного) обжалования по административным делам.

Ключевые слова: административная реформа, административное дело, административный порядок, административная ответственность, административная практика, досудебный (внесудебный) порядок, обжалование.

Понятие и виды административных процедур

Проблемы совершенствования административного судопроизводства, оставаясь актуальными, тесно связаны с вопросами модернизации административного (досудебного и внесудебного) порядка рассмотрения административных дел.

В ст. 72 Конституции РФ в качестве самостоятельных звеньев системы выделены административное и административно-процессуальное законодательство, а в ст. 118 Основного Закона закреплено административное судопроизводство.

Каждый орган государственной власти осуществляет свою деятельность в определенной процессуальной форме: законодательный — в виде законодательного процесса, исполнительный (административный) — посредством административного процесса, судебный — путем судопроизводства (конституционного, гражданского, уголовного и административного).

Административно-процессуальная деятельность — это часть управленческой деятельности (исполнительно-распорядительной), подлежащая правовой регламентации. Можно выделить специфические признаки административного процесса.

  1. Административный процесс — вид юридического процесса, обладающий всеми его признаками (властный характер деятельности; ее регламентация процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформленная в документах).
  2. Административный процесс представляет собой часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации. Управленческая деятельность и административный процесс обладают единой сущностью, которая реализуется одними и теми же государственными органами системы исполнительной власти. В силу того что административный процесс — нормативно урегулированное звено управленческой деятельности, в это понятие не может быть включена организационно-техническая часть деятельности исполнительных органов. По нашему мнению, правильнее выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности: административно-нормотворческий (издание нормативных актов исполнительной власти), административно-правоприменительный (применение материальных норм позитивного характера), административно-юрисдикционный (правоохранительная деятельность субъектов).
  3. Административный процесс — это также нормативно установленная форма упорядочения правовых документов (актов органов исполнительной власти), где раскрываются все особенности органов исполнительной власти: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Федерации, актов исполнительной власти. Из вышеизложенного следует, что понятие управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности значительно шире понятия административного процесса и включает в себя наряду с правовыми и неправовые (организационные, материально-технические) отношения. Многие правовые управленческие отношения не подвергаются процессуальному регулированию (а лишь часть правотворческих, правонаделительных, юрисдикционных отношений).
  4. Административный процесс теснейшим образом связан с материальным административным правом и представляет собой порядок реализации этих норм. Административный процесс — такая нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе которой рождаются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Но соотношение материальных и процессуальных правоотношений не следует рассматривать как соотношение формы и содержания. Право и процессы имеют свою форму. Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса бессильно.
  5. Безусловно, административный процесс отличается от процесса административного права, ибо первый подразумевает рассмотрение индивидуальных дел не только административно-правового характера, но и обслуживает нормы финансового, земельного и других отраслей права.
  6. В отличие от других видов процессов (уголовного, гражданского) административный процесс имеет сложную структуру производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых многочисленными административно-процессуальными нормами.

Разнообразие производств в административном процессе позволяет их классифицировать по иным основаниям. В частности, по стадиям административные производства разделяются на следующие: 1) административное расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т.п.

, в процессе которых происходит сбор и анализ информации); 2) принятие акта (решения, постановления и др.); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам (факультативная). Особое место в правовой регламентации последних лет уделено исполнительному производству.

В зависимости от органов, устанавливающих производства, последние можно разделить на производства, основанные на законе, и производства, основанные на подзаконных актах.

Административные производства можно также классифицировать по объектам воздействия: 1) только для индивидуальных субъектов, в частности кадровое (служебное) производство; 2) для коллективных субъектов, к примеру приватизационное производство.

Основные особенности административного процесса заключаются в следующем:

а) специфические способы осуществления исполнительной власти;

б) динамическое понятие, ибо деятельность исполнительной власти реализуется в определенной последовательности;

в) исключительно юридическая деятельность, урегулированная процессуальными нормами;

г) деятельность, с помощью которой и достигается юридический результат.

Административный процесс сложен по своей структуре, что обусловлено его объемом, охватывающим разные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально-конкретных дел.

  1. Административный процесс обслуживает нормы других отраслей права, за исключением конституционного и уголовного.

Чаще всего с понятием «административный процесс» в юридической литературе отождествляется понятие «административное судопроизводство». Они взаимосвязаны, но неравнозначны, не совпадают и не являются частью друг друга.

Административное судопроизводство — вид судопроизводства, деятельность суда, регулируемая в установленном нормами административного права порядке.

Оно не является частью административного процесса, регламентирующего властную деятельность исполнительных органов публичной власти и Центрального банка РФ, за исключением деятельности, которая регулируется другими отраслями права.

Процессуалисты административным судопроизводством считают рассмотрение любого административного дела судами в общем (гражданско-правовом) порядке. Представляется, что административные дела имеют свою специфику (властное, административное содержание), что не позволяет рассматривать их только аналогично гражданско-правовым делам.

Иными словами, административное судопроизводство не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права.

В связи с этим очень часто сопоставляют понятия «административное судопроизводство» и «административная юстиция», которые в настоящее время в российском законодательстве не совпадают.

Административная юстиция — рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти, т.е. правосудие по административным делам, которое отправляется судами общей юрисдикции, арбитражными и конституционными в порядке, предусмотренном ГПК и АПК РФ, законами о конституционных (уставных) судах.

Административное судопроизводство отличается от административной юстиции правовой процедурой, которая должна быть административной и иметь в связи с этим свою специфику. Судьи и мировые судьи в порядке, установленном нормами административного права, являются органами, привлекающими к ответственности, мерам административного принуждения и т.п., а не защищающими.

Административная юстиция (в широком понимании) включает в себя рассмотрение административных споров (а не административных дел) в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными (квазисудебными) административно-юрисдикционными органами.

Административный порядок может быть внесудебный и досудебный.

Под внесудебным рассмотрением следует понимать рассмотрение административного дела административно-юрисдикционным органом при отсутствии административного спора (например, дела об административном правонарушении) либо рассмотрение административного спора, инициированного самим невластным субъектом, административно-юрисдикционным органом (в этом случае у невластного субъекта был выбор между судебным и административным обжалованием). В любом случае внесудебное рассмотрение административного дела не исключает его дальнейшего рассмотрения в судебных органах.

Досудебное (претензионное) обжалование — обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательная стадия, необходимая для дальнейшего обращения в судебные органы.

К задачам административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел относятся:

  • создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
  • повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
  • разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
  • создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел.

История вопроса

Просматривая исторический путь государственного управления протяженностью в одиннадцать с лишним веков (со времен Древней Руси до настоящего времени), можно легко понять, что любые административные усовершенствования успешны, если они учитывают специфические условия страны и зарубежный опыт. Административные реформы, которые все еще идут в России, настраивают на осмысление того, что в нашей стране и по сей день не завершен поиск надежного решения этого вопроса.

Правовые реформы долгое время не затрагивали общего административного порядка рассмотрения жалоб граждан. В течение многих лет после принятия Конституции РФ 1993 г., — ст.

33 которой предусмотрела право граждан на подачу обращений в государственные органы, не конкретизируя содержание этих обращений, а стало быть, предполагая и подачу жалоб, — федеральный законодатель не обеспечивал ее положения специальным законодательным регулированием.

Только Федеральный закон от 02.05.

2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрел возможность административного обжалования действий и решений административных органов и должностных лиц, вновь не изменив основных принципов регулирования административного порядка подачи жалоб. Таким образом, в отношении инстанционной системы и даже процедуры рассмотрения жалоб принципы отечественного законодательства сформировались еще в 1930-е гг.

Внесудебный порядок рассмотрения административных дел был хорошо известен еще в дореволюционной России. Так, по Уставу «О благоустройстве в казенных селениях» 1899 г. не подлежали судебному рассмотрению административные взыскания за маловажные проступки, например за штраф до 1 руб., общественные работы.

В советском законодательстве имелись нормы, в соответствии с которыми из ведения народных судов изымались дела по спору на сумму до 100 руб.

Раздел IV Административного кодекса УССР 1928 г. был посвящен взысканию сумм неналогового характера в бесспорном порядке.

Досудебное (претензионное) обжалование — обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательная стадия, необходимая для дальнейшего обращения в судебные органы, т.е. как фильтр.

Досудебный порядок обжалования действовал и в советском законодательстве. Так, в органы хозяйственного руководства и арбитражные органы в довоенный период поступало много так называемых бесспорных исков. В свою очередь, арбитражные органы руководствовались стремлением разрешать настоящие, а не мнимые споры, вообще разрешать именно споры, а не рассматривать бесспорные дела.

Поэтому естественной представляется общая тенденция к стремлению избежать или максимально уменьшить количество дел, проходящих через специальные юрисдикционные органы, что и достигалось ужесточением требований к доарбитражному урегулированию споров.

Позднее основной упор делался на то, чтобы конфликтующие стороны сами в доарбитражной стадии урегулировали свой хозяйственный конфликт, чтобы в арбитраж попадали только настоящие хозяйственные споры, т.е.

те хозяйственные конфликты, в отношении которых спорящие стороны сами приняли все меры к их разрешению, но безуспешно. В довоенный же период, как можно сделать вывод из анализа разного рода материалов, опубликованных в журнале «Арбитраж» в 1937, 1938, 1939 гг.

, большое значение придавали исчерпывающему, принудительному разрешению хозяйственного спора юрисдикционным органом с акцентом на то, что участвующие в деле руководители спорящих сторон из арбитражного заседания сделают правильные выводы, в том числе примут необходимые меры по предотвращению поступления в арбитраж в будущем аналогичных бесспорных дел.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/68119-vnesudebnyj-dosudebnyj-poryadok-rassmotreniya-administrativnykh

5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы)

§5. Административное судопроизводство и внесудебный порядок обжалования

Жалоба– обращение гражданина в письменнойили устной форме по поводу нарушенияпринадлежащих ему прав и свобод действиямиили решениями органов государственнойвласти, местного самоуправления,предприятиями, учреждениями, общественнымиобъединениями и их должностными лицами.

Письменныеформы могут быть:

-предложения

-заявления

-жалобы

Срокподачи письменной жалобы не устанавливается.Письменная жалоба(срок рассмотрения30 дней), а до этого 3 дня на регистрацию.Срок рассмотрения может быть продленеще на 30 дней.

Присутствиегражданина в рассмотрении письменнойжалобы не обязательно.

Гражданиндолжен отразить в жалобе:

1.наименование органа в который онаоправляется, либо ФИО соответсвующегодолжностного лица или же его должности.

2.свои ФИО

3.почтовый адрес по которому должен бытьотправлен ответ

4.суть жалобы

5.личная подпись

Впределах сроков должен быть дан письменныйответ (направленный гражданину по егоадресу)

Искл.:Без письменного ответа:

еслив жалобе не указаны ФИО её направляющего,и почтовый адрес по которому долженбыть отправлен ответ.

Еслив жалобе сожержаться не цензурныеоскорбиьтельные выражения, угрозыжизни, здоровью, имуществу должностноголица,а также членов его семьи. (наусмотрение должностного лица т.е. Имеетправо ответить по существу.

Еслитекст не поддается прочтению.

Вслучаи если жалоба направлено не в туинстанцию:

Жалобаподлежит регистрации

соответствующеедолжностное лицо, обязано отправить вправильную инстанцию в течении 7 дней.

Жалобузапрещено передавать тому лицу на когожалоба написана (нужно в высшую инстанцию)

обперенаправлении должен быть уведомленгражданин, её написавший.

Устныежалобы:

поддаетсяпри личном приеме с предъявлениемдокументов удостоверяющих личность;устная жалоба вносится в личную приемнуюкарточку

еслиобстоятельства являются очевидными(не требуют дополнительной проверки)ответ с согласи гражданина может бытьустным, в др. случаях письменный (в любомслучаи содержания ответа заносится вличную карточку приема гражданина)

Административнаяюстиция.(Судебное обжалование)-явл.Одним из признаков правового государства.-по правилам гражданского судопроизводства.

Судебноеобжалование неправомерных действийдолжностных лиц, нарушающих праваграждан.

Процедурыобжалования:

1.Судебное обжалование. Право основываетсяна положениях К РФ, ст.63.

Из всех способовсудебный порядок считается наиболеедемократичным и надежным: судьи свободныот ведомственных интересов и влияний,как правило, обладают необходимойквалификацией для разбирательства дели независимы от власти, процедурасудебного разбирательства наиболееприспособлена для выявления истины,заявитель может лично участвовать впроцессе, может защищать свои интересыкак равноправная сторона. Судебныйпорядок — административная юстиция –рассмотрение судами жалоб граждан наакты должностных лиц и органов управления.

ВРФ в судах общей юрисдикции нетадминистративного присутствия. Отсутствиеспецифического суда не означает, чтонет административной юстиции.Административная юстиция основана на:

1)в процессе рассматривается спор междугражданином и субъектом управления озаконности действия последнего;

2)споры разрешаются обычными судами;

3)споры разрешаются по правилам гражданскогосудопроизводства.

Обжалуютсядействия, в результате которых:

1)нарушены права и свободы,

2)созданы препятствия осуществлениягражданином его прав и свобод,

3)на гражданина была незаконно возложенаобязанность,

4)гражданин был незаконно привлечен кответственности.

5)гражданин вправе обжаловать бездействиегосударственных органов и т.д. есливозникли те же последствия.

Законустанавливает альтернативу: Ст. 4. Жалобаподается: гражданин вправе обратитьсялибо непосредственно в суд, либо квышестоящему государственному органу,местного самоуправления.

Вышестоящие,в порядке подчиненности, органы обязанырассмотреть жалобу в месячный срок.

Если орган отказывает в удовлетворениижалобы или гражданин не получает ответв течение месяца, то гражданин вправеобратиться в суд.

Жалобаподается гражданином, права которогонарушены, или его представителем, атакже уполномоченным представителемобщественной организации трудовогоколлектива. По усмотрению гражданинажалоба подается в суд по месту егожительства , либо в суд по местонахождениюоргана, объединения, должностного лица,государственного служащего.

Естьспецифика для военнослужащих. Также,имеют право обратиться в порядкеподчиненности, также вправе обратитьсяв военный суд с жалобой на действия ирешения органов военного управления ивоинских должностных лиц, нарушающихего права и свободы.

В отличие от общейжалобы, суд, приняв к рассмотрениюжалобу, по просьбе гражданина или посвоей инициативе вправе приостановитьдействие решения.

Срокиобращения с жалобой.

Для обращения – 3месяца со дня, когда гражданину сталоизвестно о нарушении его права или одинмесяц, со дня получения гражданиномписьменного уведомления об отказевышестоящего органа.

Пропущенные срокимогут быть восстановлены судом.Уважительной причиной для восстановлениясроков, – любые обстоятельствазатруднившие получение информации обобжалуемых действиях и решениях и ихпоследствиях.

Процессуальнаяобязанность документально доказатьзаконность обжалуемых действий илирешений возлагается законом нагосударственные органы, органы местногосамоуправления, общественные организациии должностные лица. Гражданин освобождаетсяот обязанности доказывать незаконностьобжалуемых действий решений, но обязандоказать факт нарушения своих прав. Спомощью этого закона можно защититьтолько личные интересы.

Судможет признать обжалуемое действие илибездействие незаконным и обязатьудовлетворить требования гражданина,отменить применяемые к нему мерыответственности, либо иным путемвосстановить нарушенные права. Установивобоснованность жалобы суд определяетответственность тех субъектов, действиякоторых привели к нарушению прав.

Убытки,причиненные гражданину возмещаются впорядке, установленным ГК РФ. Еслидействие или решение суд признаетзаконным, он отказывает в удовлетворениижалобы. Решение суда обязательно навсей территории РФ, направляетсягражданину не позднее 10 дней послевступления в законную силу.

Об исполнениирешения должно быть сообщено суду игражданину не позднее чем в месячныйсрок.

2.Специальная жалоба – позволяет учитыватьособенности правового статуса гражданкак лиц выполняющих те или иные функции,как участников трудовых или юрисдикционныхотношений. Порядок рассмотренияспециальной жалобы устанавливается:ГПК, УПК, трудовым законодательством,группа актов устанавливающаяадминистративное наказание.

Признакиспециальной жалобы: наличие специальныхнорм, устанавливающие особый порядокрассмотрения; специальные основаниядля обжалования, прямо названные взаконе; четкое определение субъектовправа обжалования; специальные срокиподачи жалоб; процедурные особенности;специальные сроки рассмотрения. КОАПглава 22 Определяет порядок обжалованияи опротестования административныхправонарушений.

Особенностии отличия от общей жалобы:

1)специальная жалоба может быть поданатолько лицом привлеченным к ответственности,потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП.

2)Может быть только письменной. Для общейжалобы форма не установлена.

3)Адресатом специальной административнойжалобы выступают вышестоящие органы.Круг общей жалобы значительно шире.

4)специальная жалоба должна быть направленаадресату в течение 10 дней со дня вынесенияпостановления о наложении административноговзыскания.

5)подача в установленный срок специальнойжалобы приостанавливает исполнениепостановления о наложении административноговзыскания. Ст. 270 КоАП.

6)Специальная жалоба подается черезорган, вынесший постановление, которыйобязан в течение 3 суток направить еевместе с делом по подведомственности.ч2 ст. 267.

7)Жалоба рассматривается уполномоченныморганом в 10-тидневный срок. Для общей -иные сроки.

Источник: https://studfile.net/preview/1811672/page:5/

Административные споры — виды, примеры, решения | Суворов Групп

§5. Административное судопроизводство и внесудебный порядок обжалования

Административный процесс выделяется Конституцией РФ в самостоятельную отрасль судопроизводства. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции, специальными трибуналами и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур.

Что такое административные споры

Административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении административных наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Другой не менее важной для заявителей задачей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к.

правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

Правила рассмотрения административных дел установлены Арбитражно-процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (далее – ГПК РФ).

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

  1. стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории административных споров:

1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;2.

споры по поводу правомерности (законности) назначения административных наказаний;3. споры, возникающие из избирательных правоотношений;

4.

в связи с защитой избирательных прав;споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные поры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Источник: https://malina-group.com/administrativnye-spory/

Uchebnik-free
Добавить комментарий