§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

Практическая готовность к педагогической деятельности

§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

Практическая готовность педагога является компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:

1. Мобилизационные умения.

2. Информационные умения.

3. Развивающие умения.

4. Ориентационные умения.

1. Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д.

2. Информационные умения – изложение учебной информации. Для этого учитель должен уметь работать с печатными, компьютерными источниками, уметь ее преобразовывать и т.д.

, а затем четко и ясно излагать учебный материал, учитывая условия, особенности педагогического процесса, умение объяснять, беседовать, задавать вопросы, применять технические средства общения (ТСО), оперировать графиками, рисунками, учитывать усвоение деться материала, перестраивать ход изложения и т.д.

3. Развивающие умения. Такие умения предполагают нахождение «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.), отдельных учащихся и класса в целом, уметь создавать проблемные ситуации, уметь стимулировать детей к учению, уметь ставить вопросы, сравнивать, создавать условия для индивидуального развития учащихся.

4. Ориентационные умения – умения, связанные с формированием морально-ценностных установок детей к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.

Влияние в воспитании – это форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Влияние в воспитании осуществляется посредством коммуникативных умений учителя.

Коммуникативные умения – связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влияние через педагогические средства и т.д.).

Состав коммуникативных умений:

1.

Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо).

В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы.

А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений:

— воспринимать и адекватно понимать информацию от партнера;

— проникать в личностную суть других людей;

— определять состояние и переживания другого человека;

— уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества;

— видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность.

2. Умения собственно общения.В своей домашней работе учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы.

При входе в класс необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом (с целью умелой передачи информации, создания коллективного поиска в классе, совместной творческой деятельности, настроенность самих учеников на общение с педагогами).

При управлении общением учитель должен уметь распределять внимание, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, анализировать поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия.

Обратная связь основана на эмпатийных процессах, возникающих у учителя и детей, учитель улавливает психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе.

Одним из средств общения является педагогическая техника.

3. Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе.

К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой.

Поэтому вся совокупность работы учителя над самим собой по воздействию на окружающих людей называется личностной педагогической технологией. Сюда относятся умения:

1) выбирать стиль и тон в общении;

2) управлять вниманием детей, их деятельностью;

3) умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения, фигурой, одеждой, прической, внешностью, движениями, взглядом («колючие глаза»), походкой…

Поэтому учитель должен регулировать свои психические состояния, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д.

Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод, умение писать, читать, считать и т.д.

Лекция № 15.

Педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1.

Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

— коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

— перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

— динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

— эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

— оптимистическое прогнозирование;

— креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности.

Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.

Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

— целесообразность (по направленности);

— продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников);

оптимальность (в выборе средств);

— творчество (по содержанию деятельности).

Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально.

Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений.

Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Лекция № 16.

Подготовка учителя в вузе

(Профессиональное становление учителя).

План.

1. Психолого-педагогическая подготовка.

2. Функции педагогических процессов в вузе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b1045.html

«Теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности»

§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

Гареева Анастасия Фёдоровна
«Теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности»

Теоретическая готовность- — это теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений.

Выделяю 4 группы умений,связанных с мыслительными операциями человека:

Аналитические

Прогностические

Проективные

Рефлексивные

Аналитические умения –

один из критериев педагогического мастерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогически мыслить.

Оно состоит из ряда частных умений:

o расчленять педагогические явления на составляющие элементы;

o осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

o находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

o находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения.

т. е. способностью наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности

Прогностические умения – осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

К таким умениям относится способность педагога предвидеть результат любого действия еще до его совершения в действительности. Например, нужно уметь прогнозировать развитие коллектива и педагогического процесса

Проективные умения- специальная группа умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания

т. е. способностью переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. А для этого он должен уметь самостоятельно выбирать необходимые средства, компоновать содержание и

Рефлексивные умения –имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля.

Для того же, чтобы профессиональная деятельность педагога могла быть правильным образом оценена и имелась возможность подвести ее итоги, он должен также обладать рефлексивными умениями, т. е. способностями к корректной самооценке.

Практическая готовность педагога к труду в сфере образования определяется несколькими факторами. Прежде всего, он должен овладеть организаторскими умениями. Это означает, что он должен быть способным мобилизовать учащихся для выполнения учебных задач в рамках имеющейся программы. К этому типу умений относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки.

Организаторская деятельность – обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

Включает следующие умения:

o мобилизационные – привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивых интересов к учению и другой деятельности, формирование потребности в знаниях и вооружение учащихся навыками учебной работы, стимулирование актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников, создание специальных ситуаций для привития нравственных поступков и т. д. ;

o информационные – умения и навыки работы с печатью, умение добывать информацию из других источников и дидактически её преобразовывать; Наличие информационных навыков позволит педагогу быстро находить достоверную информацию, обобщать ее и выделять наиболее значимые сведения, а также доносить ее до учеников и адаптировать преподносимые знания к особенностям конкретного коллектива.

o развивающие – определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса, создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности; Развивающие навыки подразумевают способность запускать и развивать познавательные процессы, для чего необходимо уметь своевременно создавать учебные ситуации и контролировать процесс поиска их решения учащимися

o ориентационные – направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организацию совместной творческой деятельности. Ориентационные навыки помогут преподавателю развивать и формировать у своих учеников систему моральных ценностных установок

Коммуникативные умения –представлены как взаимосвязанные группы следующих умений:

o перцептивные – умение понимать других, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, проникать в личностную суть других людей, видеть главное в другом человеке;

o умения педагогического общения – организация общения; коммуникативная атака (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением (распределять внимание и его поддерживать, помогать снимать психологические барьеры и т. д., установление обратной связи на основе эмпатии;

o владение педагогической техникой – умения, необходимые для педагогического стимулирования активности (стиль, тон, темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции и т. д.).

Современный педагог, помимо всего прочего, также должен обладать коммуникативными навыками. Он обязан видеть не внешние проявления личности, а понимать ее суть.

На основе этих навыков строится умение педагогического общения, основной целью которого является достижение заинтересованности у ученика, позволяющей ему быстро закреплять получаемую учебную информацию.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-teoreticheskaja-i-prakticheskaja-gotovnost-k-pedagogicheskoi-dejatelnosti.html

Практическая работа 3 педагогика

§ 3. Практическая готовность к педагогической деятельности

  • 09 дек. 2016 г.
  • 1019 Слова

АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» Программа профессиональной переподготовки «Учитель иностранного языка. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» Дисциплина: Педагогика Практическое задание 3, модуль 3 г. Пермь, 2016 Задание 1.

 Изучите в учебном пособии «Введение в педагогическуюдеятельность/Под ред. А.С. Роботовой. — М, 2002» раздел 2.5.: «Структура качеств личности. Профессиональная компетентность педагога». Составьте таблицу, в которой отразите содержание и специфику теоретической и практической готовности учителя к профессиональной деятельности. Теоретическая готовность учителя к профессиональной деятельности.

Практическая готовность учителя к профессиональной деятельности. Умения Умения Аналитические умения • анализировать педаго-гические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.

); • осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами; • находить в педагоги-ческой теории поло-жения, выводы, законно-мерности,соответст-вующие рассматри-ваемым явлениям; • правильно диагности-ровать педагогическое явление; • формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Организаторские умения: 1.

Мобилизацион-ные умения • привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению; • формировать потребности в знаниях; • формировать учебные навыки и обучать приемам научнойорганизации учебной деятельности; • формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций; • разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и др. Прогностичес-кие умения • формулировка диагностируемых образовательных целей и задач; • отбор методов их достижения; • предвидениевозможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления; • мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса; • предварительная оценка затрат средств, труда и времени уча- стников образовательного процесса; • конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса. 2.Информационно-дидактическиеумения • доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал; • используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися; • доступно, лаконично и выразительно формулироватьвопросы; • эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭВТ; • оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала; • оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения учащихся Проективные умения • вычленять поле образовательных проблем; • обосновывать способы их поэтапной реализации; • планировать содержание и виды деятельностиучастников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности; • определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; • определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них; • планироватьиндивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей; • отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;

• планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{«thumb_default_size»:»160×220″,»thumb_ac_size»:»80×110″,»isPayOrJoin»:false,»essayUpload»:true,»site_id»:4,»autoComplete»:false,»isPremiumCountry»:false,»userCountryCode»:»US»,»logPixelPath»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif»,»tracking_url»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif»,»cookies»:[],»essay»:{«essayId»:84566624,»categoryName»:null,»categoryParentId»:null,»currentPage»:1,»format»:»text»,»pageMeta»:{«text»:{«startPage»:1,»endPage»:5,»pageRange»:»1-5″,»totalPages»:5}},»access»:»free»,»title»:»Практическая работа 3 педагогика»,»additionalIds»:[],»additional»:[],»loadedPages»:{«html»:[],»text»:[1,2,3,4,5]}},»user»:null,»canonicalUrl»:»https:\/\/www.

skachatreferat.ru\/referaty\/Практическая-Работа-3-Педагогика\/84566624.html»,»pagesPerLoad»:50,»userType»:»member_guest»,»ct»:0,»ndocs»:»400.000″,»pdocs»:»»,»cc»:»10_PERCENT_1MO_AND_6MO»,»signUpUrl»:»\/join.php»,»joinUrl»:»\/join.

php»,»payPlanUrl»:null,»upgradeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»freeTrialUrl»:null,»showModal»:null,»showModalUrl»:null,»joinFreeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»siteId»:4,»»:{«clientId»:»»,»version»:»v2.9″,»language»:»ru_RU»},»analytics»:{«googleId»:»UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-3-%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/84566624.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий