§ 2. Формы проявления социальной напряженности

Последствия социальной напряженности

§ 2. Формы проявления социальной напряженности

Формы и проявления социальной напряженности.

Социальная напряженность — это острая противопоставленность личностных и межгрупповых интересов. Социальная напряженность проявляется:

— в состоянии острого недовольства обстоятельствами жизни;

— в атмосфере психического беспокойства и тревоги;

— в сильной степени эмоционального возбуждения;

— в учащении агрессивно-враждебных столкновений в рамках межличностных отношений;

— в усилении отклоняющегося или криминального поведения;

— в потребности в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;

— в преобладании деструктивного состоянии психики над конструктивным.

К ситуациям социальной напряженности можно отнести:

— длительное психическое напряжение, вызвавшее усталость или атрофию системы адаптации человека. Это ситуации, например, когда долго сохраняются разорванный темп работы и жизни;

— повышенную ответственность с постепенно развивающимся ощущением внутренней тревожности;

— ситуации с преобладающим пониженным настроением, вызывающие у человека чувство острого недовольства собой;

— ситуации, когда систематически не удовлетворяются базовые жизненные потребности (в пище, одежде, жилище и др.), а также потребности более высокого порядка;

— острую агрессивно-враждебную направленность межличностного взаимодействия и взаимоотношений.

Общие социально-экономические источники социальной напряженности:

— безработица;

— рост цен;

— высокие налоги;

— рост стоимости жизни;

— рост преступности;

— невозможность получить квалифицированное образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

Внутриличностные источники социальной напряженности:

— негативные акцентуации характера;

— некомпетентные коммуникации.

Ситуации социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия на человека.

Быстропреходящая ситуация — характеризуется внезапным возникновением (фактор внезапности) и относительно кратким воздействием. От субъекта требуется оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения в условиях, когда она быстро изменяется.

В напряженной ситуации выраженной неопределенности субъект поставлен в условия, когда он должен выбирать одно из нескольких, и нередко более или менее равнозначных решений. Это также ситуации с определенным риском.

Длительная ситуация социальной напряженности оказывает: изматывающее, изнуряющее воздействие на индивида, ослабляет мотивацию к сопротивлению, рождает состояние безысходности.

Политические, экономические и особенно социальные процессы в России периода 1991-2000 гг. характеризовались высокой степенью социальной напряженности. Ее источники можно определить следующим образом:

— произошел развал СССР — мощнейшей в мире ядерной державы на фоне ее экономической отсталости и бедности. Оказались разрушенными долголетние производственные, а также, межсемейные и межличностные связи;

— административно-командная система экономики была разрушена;

— промышленность России во всех своих отраслях — как добывающих, так и обрабатывающих, будучи неконкурентноспособной на мировом уровне, прежде всего из-за технической отсталости, переживала состояние упадка, фактического развала, хаоса;

— страна подверглась массированной товарной интервенции со стороны развитых государств мира и тем доведена до уровня фактической от них зависимости, т.е. до потери экономической самостоятельности;

— велись непрерывные эксперименты с политическим устройством Российского государства (президентство, вице-президентство, губернаторство и др.) при резком ослаблении роли государства как политической реальности;

— вся система выборности законодательных органов страны функционировала под знаком нестабильности, временности, неустойчивости и на федеральном, и на местных уровнях, что определяло образ мыслей и способ жизни конкретных субъектов: «Это для меня звездный час, а после меня — хоть потоп». Характерно и далеко не случайно, что единственная актуальная проблема, которая тщательно обсуждалась в высших эшелонах власти страны, — это физическая безопасность президента и его семьи по окончании срока президентских полномочий;

— стала реальностью коррумпированность и криминализация практически всех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной, административной как на федеральном, так и на местных уровнях;

— определенный круг высших должностных лиц в сферах исполнительной власти неоднократно, предпринимал по отношению к населению страны действия, характеризующиеся всеми признаками уголовного преступления (например, мошенничества);

— основные системы жизни населения для его простого воспроизводства (не говоря уже о расширенном) оказались не обеспеченными;

— невиданных масштабов достигло обнищание населения, охватившее широчайшие его слои — прежде всего за счет инженеров и рабочих остановившегося промышленного производства, работников творческих профессий, сфер образования, здравоохранения, науки и культуры.

Все это не могло не отразиться на психологическом состоянии населения. Есть основания утверждать, что широкие слои россиян переживали факт изменения состояния своего сознания именно в психологическом и даже психиатрическом смыслах слова. Оно проявлялось во множестве конкретных признаков, прежде всего таких как:

— утрата чувства исторической перспективы, ощущение безысходности своего положения, невозможности изменить ситуацию в лучшую сторону собственными усилиями;

— ощущение невостребованности государством физического, интеллектуального и нравственного потенциала населения, и, как следствие этого, социальная анемия и депрессия;

— восприятие государства как враждебной, агрессивной силы, реально, физически угрожающей самой жизни простого человека;

— глубокая криминализация сознания, отразившаяся в образе жизни людей, когда практически любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, убедился, что честно взаимодействовать с государством невозможно;

— утрата чувства, называемого патриотизмом, когда понятие «Родина» сведено до уровня географического и узко социального: места, где родился сам и живут или похоронены близкие и родственники, до круга коллег, знакомых, товарищей, приятелей и друзей.

Это состояние россиян неизбежно имело свои последствия и результаты.

Напряженность в обществе начинает изучаться обычно только тогда, когда она обнаруживается в результатах поведения и характере деятельности больших групп людей.

Когда напряженность приобретает форму массового целенаправленного поведения с целями, деструктивными по отношению к обществу (волнения, беспорядки и бунт), она, по сути, перестает быть таковой, поскольку перерастает в процесс, инициирующий новые направления развития общества (революция общественных структур).

Следовательно, собственно социальной напряженностью в явной форме выступает деструктивное социальное поведение, приобретшее характер или признаки бунта.

Существующий феномен социальной напряженности представлен не только явными формами, но и формами скрытыми, не проявляющимися, как правило, в соответствующем поведении людей. Изучению скрытой напряженности уделяют очень мало, или вообще не обращают на неё никакого внимания.

Между тем, по сути, именно скрытая социальная напряженность и является опаснейшим источником социального взрыва.

Собственно скрытая социальная напряженность может быть определена как второй из выше отмеченных признаков — состояние дисфункции общественного сознания, вызванной нарушением деятельности ключевых социальных институтов (экономических, политических, идеологических), которая, в свою очередь, отражается на душевном (психологическом) состоянии значительной части общества.

Такое состояние (диагностируемое на обыденном уровне как психологический стресс и «вакуум» мировоззрения) рассматривается людьми как ненормальное, связывается ими, с одной стороны, с «поверхностными» экономическими и политическими кризисами, отражающими коренные нарушения в деятельности социальных институтов (прежде всего института власти), и, с другой стороны, вынуждает людей предпринимать попытки к действиям (или, в предельном случае, сами действия), которые способствовали бы нормализации состояния (для подавляющего большинства членов общества — это возврат к прежнему стабильному состоянию, но не в политическом, а в индивидуальном, прагматическом смысле).

Изучение скрытой социальной напряженности предполагает прежде всего анализ установок, намерений (социальных ценностных диспозиций) и эмоционального состояния людей.

Таким образом, социальная напряженность определяется такими моментами как:

— рассогласованием между идеальным (нормативным) и реальным образами социального порядка в сознании большинства членов общества;

— дисфункцией общественного сознания, проявляющейся в эмоциональном стрессе, мировоззренческой неопределенности (трансформации социальных ценностных установок) и распространении отклоняющихся форм поведения;

— стремлением устранить рассогласование на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, которое проявляется в нарастании готовности к действиям, рассматриваемым как вынужденное поведение, направленное против существующего социального порядка ради достижения желаемого состояния;

— вовлеченностью в этот процесс значительной части общества.

Таким образом, мы пришли к выводу, что социальная напряженность — это нормальное естественное состояние общества, а вот ее отклонение от нормы вызывает негативные явления и ситуации, рост или падение уровня социальной напряженности приводит к проявлению либо агрессии и бунта, либо к скрытой форме социальной напряженности, такие как суициды, наркомания и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_123976_posledstviya-sotsialnoy-napryazhennosti.html

Формы проявления социальной напряженности

§ 2. Формы проявления социальной напряженности

Форма проявления социальной напряженности неразрывно связана с ее последствиями. С этой точки зрения можно выделить внутренние (скрытые) и внешние (открытые) последствия, а также масштаб их распространения.

Формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение взаимосвязаны. По существу, форма — это способ реагирования.

Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности:

1)  снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности;

2)  криминализация общества;

3) определенные психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо, увлечение мистикой, паника и т.д.;

4)   недоверие к власти, предъявление к ней требований;

5) экономическая и политическая активность (имеется в виду гражданское неповиновение, голодовки, самосожжение, забастовки, митинги, демонстрации и пикетирования и т.д.).

Как уже отмечалось, в основе социальной напряженности лежит неадаптированность основной массы населения к трудностям. Она возникает прежде всего на физиологическом уровне в силу дезадаптации определенных слоев населения, которые находятся за чертой «физиологического минимума». В свою очередь, дезадаптация связана с низким уровнем жизни населения, деформированной структурой потребления.

Адаптация, т. е.

выход из критической ситуации в условиях экономического кризиса, недопущение низкого уровня жизни, происходит путем включения таких регуляторов, как снижение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, увеличение смертности, рост преступности и самоубийств. Такой ценой приходится расплачиваться обществу за выживание. Рост преступности, в особенности в сфере экономики, говорит о попытке приспособиться к трудностям противоправным путем.

Динамика социальной напряженности, формы, которые она принимает, зависят от того, развивается она стихийно или умышленно нагнетается и подогревается, канализируется в определенном направлении.

Динамика социальной напряженности имеет двойственную природу: стихийный и целенаправленный (умышленный) механизм развития.

В первом случае социальная напряженность развивается непроизвольно. В качестве механизма выступают такие способы психического воздействия, как заражение, внушение, подражание и т. д.

При этом проявление социальной напряженности подчиняется определенным закономерностям и носит стадиальный характер.

Через какое-то время с момента возникновения социальной напряженности резкие эмоциональные формы протеста сменяются безразличием, депрессией.

Депрессия возникает в результате действия защитных, компенсаторных механизмов и означает приспособление за счет истощения. Она проявляется в усталости общественного мнения, утрате смысла жизни, перспектив, смирении, появлении фаталистических настроений, так называемом астеническом синдроме.

Депрессивное состояние ведет к появлению патологической реакции — утрате социальной сопротивляемости. Человек машет на все рукой и говорит: «Будь, что будет». Опасность массовой депрессии заключается в том, что она приводит к параличу общественной жизни. Люди не хотят вступать в партии, участвовать в выборах. Слова «народ безмолвствует» лучше всего передают это состояние.

В 30-е годы XX столетия мир был охвачен не только экономической, но и психической депрессией, выйти из которой удалось с трудом. В начале 90-х годов история вновь повторилась. Опасность массовой депрессии состоит в том, что она может проявляться в пароксизмальной форме — внезапно в виде взрыва отчаяния.

Социальная напряженность — это, по сути, социальный стресс, стрессовая ситуация. Но ее нельзя отождествлять с понятием «экстремальная ситуация» (последняя выступает одним из факторов социальной напряженности).

Экстремальные ситуации нередко приводят к панике — одной из форм проявления социальной напряженности. По своему происхождению они бывают природными (наводнения, землетрясения, ураганы и т.п.

), биологическими (эпидемии), техническими (крупные аварии) и социально-психологическими (массовые беспорядки и др.).

В ряде случаев объективные обстоятельства, содержащие физическую угрозу, не приобретают значения стрессора в силу: 1) неосознанной угрозы; 2) недооценки ее реализации; 3) переоценки степени правильности своего поведения в этих условиях [1].

Паника как реакция массового страха рождается во время экстремальных ситуаций, например: возникновение эпидемий (брюшного и сыпного тифа, холеры, чумы); распространение слухов (о гражданской войне, о страшных последствиях крупной аварии и др.).

В этой связи заслуживает внимания анализ паники, возникшей после чернобыльской аварии [3]. Взрыв произошел в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. В первые несколько дней информация о случившемся была крайне скупой, неопределенной или неадекватной как у нас в стране, так и за рубежом. Это короткое время — период скрытого накопления информации о катастрофе.

В начале мая в связи с активизацией зарубежных средств информации, свидетельствами очевидцев, началом эвакуации неконтролируемые сведения достигают Киева и некоторых других центров. Происходит своего рода информационный взрыв, приведший к первой волне явной паники, эпицентром которой стал Киев. Паника сопровождалась массовым выездом, практически нерегулируемым официально.

В июне напряжение достигает второго пика. Отсутствие информации, которая пользовалась бы достаточным доверием, продолжающееся распространение слухов способствовали поддержанию состояния непрерывной паники в ее второй фазе — скрытой, менее выраженной вовне.

Поскольку многие считали, что воздействие радиации наихудшим образом отразится именно на детях, а они в большинстве своем летом разъехались, то в летние месяце в Киеве наблюдалось сравнительное спокойствие. Это был период первой временной адаптации, несколько менее насыщенный опасениями немедленных тяжелых последствий, но отнюдь не свободный от них.

С наступлением сентября, когда дети вернулись в город, началась новая волна беспокойства.

Вопреки «успокаивающей» информации прессы и радио большинство было склонно трактовать обстановку как явно неблагоприятную.

Хотя осуществлялась частичная дезактивация, велись репортажи с места событий, возводился «саркофаг», люди все более и более погружались в состояние не столь активной, как в мае, но явной паники.

Примерно с этого момента и до настоящего времени значительное число людей чувствуют себя неуверенно, подавленно, тревожно.

Эти чувства оттесняются повседневными заботами, ухудшившимся бытом, общими условиями жизни, но все это лишь усугубляет положение. Многие охвачены страхом, непрерывной паникой.

Типы отношения к чернобыльской катастрофе связаны с различной степенью ее понимания. Здесь можно выделить:

—   недопонимание и непонимание случившегося;

—  гипертрофированную интерпретацию происшедшего;

—  понимание на уровне доступной информации;

—  стабилизацию понимания;

— пульсирующую интерпретацию, обусловленную новыми соображениями, слухами, научными прогнозами и т. п.

В зависимости от этого выделено несколько типов реагирования на аварию.

I  тип — «индифферентный». К нему относятся те, кто практически не проявил сколько-нибудь серьезной реакции, не изменил своего поведения, продолжая жить и работать так, как и до аварии.

II тип — «мобилизирующийся» (парадоксальный). Этот тип присущ лицам, которые под влиянием информации об аварии повысили свою активность, улучшили показатели в деятельности, активнее искали выход из сложившейся ситуации, забывая обо всем второстепенном.

III  тип — «депрессивный». К нему причисляют людей, замедляющих свою деятельность, снижающих активность под влиянием отрицательной информации. Они более скованны в решениях, долго размышляют и мало действуют, неадекватно реагируют на последующие, по их мнению, малозначимые сообщения.

IV тип — «чрезмерно активный». Он характерен для лиц, которые в условиях поступления информации об аварии сразу же начали бурную деятельность, малоадекватную, не всегда продуманную, носящую хаотичный характер. Поэтому данный тип можно назвать и активно-паническим. Деятельность его представителей не всегда осознанная и, как правило, не дает сколько-нибудь ощутимых положительных результатов.

V  тип — «активно-депрессивный» (циклический). Его представители вначале очень активно реагируют на сообщения, начинают действовать, но затем сравнительно быстро впадают в противоположную крайность — бездействие, даже депрессию.

VI  тип — «скрытая паника». С самого начала некоторые люди реагировали на сообщение о катастрофе однозначно — «отключились», т.е. не только не активизировали свою деятельность, не только замедляли ее, но вообще ничего не предпринимали, «застывали».

Здесь можно выделить две разновидности реагирования. Одни бездействовали, ничего особенного при этом не испытывая, не переживая.

Другие также бездействовали, но при этом очень сильно переживали случившееся — вся их активность протекала на уровне «спрятанных» психических переживаний, воображения и внешне не проявляющихся чувств.

Социальная напряженность, возникшая в силу социально-экономических причин, проявляется в малоосознаваемых формах: тревоге, недовольстве. По мере понимания, осознания ее причин складываются различные типы реагирования на них. Процесс прозрения общества связан с поиском выхода из кризиса.

В связи с этим интересны результаты анализа реакции на фрустрацию, связанную с потерей или возможностью потерять работу. (Данное исследование проводилось с участием В.В. Солодникова.

) Результаты исследований показывают, что локус контроля у большинства безработных смещен в сторону внешних сил и обстоятельств.

Это означает, что люди не проявляют достаточной инициативы и предприимчивости в поисках дополнительных источников дохода, не предлагают новые варианты выхода из кризисной ситуации, ожидая, когда кто-то за них решит проблемы.

Различные группы людей, сталкиваясь со сложными жизненными ситуациями, предпочитают действовать по-разному: одни уходят «в работу», другие — «в семью», третьи — начинают верить в Бога, четвертые — больше пить и курить, пятые — более активно покупать лотерейные билеты в надежде на большой выигрыш и т. д. Наиболее популярными являются индивидуально-семейные способы выхода из стресса (ухаживать за собой, стараться быть хорошим супругом). Далее следуют пассивно-утешительные способы — вера в судьбу [3] и сравнение себя с теми, кому еще хуже.

Литература

1.  Белик Я.Я., Шахриманьян И.К. О путях преодоления опасности в деятельности // Мифологические вопросы безопасности деятельности. — Таллин, 1981.

2.  Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

3. Моляко В.А. Психологические последствия чернобыльской катастрофы // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1.

Источник: http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/037.htm

Социально-психологическая характеристика социальной напряженности

§ 2. Формы проявления социальной напряженности

Сложилось два основных подхода к пониманию социальной напряженности: бытовой и научный. Согласно первому социальная напряженность означает «смутное время». С позиции второго подхода социальная напряженность представляет собой сложное явление, объект междисциплинарного анализа.Пионерами в области изучения социальной напряженности являются В.О. Руковишников, А.К.Зайцев, А.Н.

Сухов и др. большинство ученых сходятся в одном: социальная напряженность – это первый этап широкомасштабного социального конфликта.

Социальная напряженность — это массовый адаптационный синдром, который отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации (а во многих случаях — дезадаптации) различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям).

Проявляется социальная напряженность в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности, экономической и психической депрессии, и ажиотажном спросе, ухудшении демографической ситуации, компенсаторных реакциях (агрессии, поиске врагов, надежде на чудо), стрессогенности отношений.

Определяются эти явления состоянием экономики, эффективностью власти, влиянием средств массовой информации, оппозиции и криминальных структур.

Механизм социальной напряженности выглядит следующим образом: неудовлетворенное состояние экономики вызывает недовольство населения из-за падения уровня жизни, что, в свою очередь, приводит к забастовкам, конфликтам, следовательно, к еще большему спаду производства.

В самом общем виде социальная напряженность возникает в силу социальной дезадаптации: а) физиологической дезадаптации определенных слоев населения к трудностям, т. е.

невозможности нормально приспособиться, например, к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демогра-фической ситуации, в частности увеличение смертности, рецидив ряда тяжелых болезней; б) психофизиологической дезадаптациинаселения, выражающейся в виде неосознаваемых массовых психических состояний (тревожность, компенсаторные реакции: агрессия, апатия) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям; в) социально-психологической дезадаптации: отражающей осознанные конфликтные отношения некоторых елоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющиеся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т. п. Социальная напряженность имеет двоякий характер. Она может развиваться стихийно и умышленно Социальная напряженность — явление многоуровневое. Выделяют три уровня ее развития: низкий, практически не влияющий на общественную стабильность; средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности; высокий, дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей. Выделены следующие виды очагов высокой социальной напряженности:-предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы (данную группу в основном образуют конвертируемые и убыточные предприятия);- организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты;- организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива;-различного рода очереди (на остановках общественного транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья, приобретение садовых участков и т.д.);- социально уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных введений);-жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка;- криминогенные зоны (улицы, районы);- экологически неблагополучные зоны. Один из важнейших факторов социальной напряженности в условиях перехода к рыночным отношениям — безработица Формы проявления социальной напряженности  неразрывно связана с ее последствиями. С этой точки зрения можно выделить внутренние (скрытые) и внешние (открытые) последствия, а также! масштаб их распространения. Формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение взаимосвязаны. По существу, форма — это способ реагирования.:1) снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост! смертности;2) криминализация общества; 3) определенные психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо, увлечение мистикой, паника и т.д.; 4) недоверие к власти, предъявление к ней требований; 5) экономическая и политическая активность (имеется в виду гражданское неповиновение, голодовки, самосожжение, забастовки, митинги, демонстрации и пикетирования и т. д.).

· Структура и организация социально-педагогической помощи.

Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора социальной сферы.

Социальная помощь детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией.

Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической помощи прежде всего элементы деятельности мыслительной.

В предложенной ими структуре они выделяют:• педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;• методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных воздействий; осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;• необходимость анализа достигнутого результата, соотнесение его с выдвигаемыми целями и задачами. Цель социально-педагогической помощи— ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве. К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность .Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основным ее компонентами являются: определение цели и задач деятельности;• определение субъекта и объекта деятельности; • определение содержания деятельности; • выбор методов и технологий работы;• выбор форм деятельности; • реализация намеченного плана деятельности; • корректировка деятельности; анализ результатов. Задачи социально-педагогической деятельностиопределяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:• создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;• формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного; • предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка; • создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного; • реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного. социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:• системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;• установление профессионального (личностно-делового)контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейсяв помощи;• социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе самореализации;• социально-педагогическая опека и посредничество;• социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:

1.учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.);

2.учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.); 3.

социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

4.службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);

5.валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

6.социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика;

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 259;

Источник: https://studopedia.net/3_5522_sotsialno-psihologicheskaya-harakteristika-sotsialnoy-napryazhennosti.html

Показатели социально-психологической напряженности в коллективе

§ 2. Формы проявления социальной напряженности

2) Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений.

На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.

3) Социальная напряженность — это нарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участников взаимодействия.

Форма проявления социально-психологической напряженности может быть различной:

— люди плохо работают;

-пренебрежение к указаниям руководителей;

-рост числа конфликтов;

-распространение слухов;

-коллективные обращения в органы власти;

-рост нарушений трудовой дисциплины;

-забастовки [9;119].

Таким образом, социальная напряженность рассматривается как характеристика социально-трудовых отношений, складывающихся между работодателем и персоналом.

В зависимости от поведения сторон, от соблюдения принятых ими на себя обязательств по вопросам, составляющим содержание трудовых отношений, социальная напряженность может изменять свой уровень, повышаться или снижаться. Социальная напряженность субъективна, поскольку она представляет собой феномен общественного сознания.

Но она одновременно и объективна, поскольку реально присутствует при определенных условиях, реализуется в деструктивном поведении участников производственного процесса. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

1.2Факторы социально-психологической напряженности

Понятие “конфликт на производстве” в течение длительного времени связывалось исключительно со сферой межличностных отношений и ограничивалось анализом социально-психологического климата.

Наличие же социальных противоречий между отдельными группами работников, в том числе между управляемыми и управляющими, просто отрицалось.

Однако в минувшие годы на ряде предприятий проявился новый тип конфликтов, который характеризуется стихийностью, массовостью и зачастую приобретает крайние формы социального протеста.

Социальная напряженность на производстве формируется, по крайней мере, двумя группами факторов.

Рис. 1. Факторы формирования социальной напряженности[11;169]

Первая группа процессов – внешние (Ф внешние) – это процессы, протекающие во внешней по отношению к предприятию среде.

Кризис в экономике, напряженность в политической сфере могут создавать устойчивые объективные факторы общей социальной напряженности в обществе.

В результате их действия формируется неудовлетворенность положением дел в жизненно важных сферах (рост цен, безработица, преступность). Под влиянием этих настроений утрачивается доверие к властям, исчезает ощущение безопасности, нагнетается агрессивность.

Вторая группа – это факторы внутренние (Ф внутренние), формирующие неудовлетворенность работников теми или иными условиями работы на данном предприятии:

· невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;

· нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;

· отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;

· конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;

· внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;

· подстрекательская деятельность неформальных лидеров [9;181].

Социальная напряженность – это противоречие между потребностями и интересами работников и мерой их фактического удовлетворения, которое, будучи не разрешенным, приводит к накоплению неудовлетворенности, настроениям недовольства и агрессивности.

Можно выделить и третью группу факторов, определяющую прежде всего форму и характер проявления социальной напряженности – уровень правовой и общеполитической культуры работников (назовем условно этот фактор «социотипом» работника). В целом степень вероятности массовых конфликтов (МК) может быть описана следующей зависимостью:

Вероятность МК = (Степень обострения социально-экономических проблем общества + Степень обострения социально-экономических проблем предприятия): “Социотип” работника[9;203].

Таким образом, социальная напряженность – это противоречие между потребностями и интересами работников и мерой их фактического удовлетворения, которое, будучи не разрешенным, приводит к накоплению неудовлетворенности, настроениям недовольства и агрессивности. Социальная напряженность как явление – это результирующая трех факторов: неудовлетворенности, массовости и формы проявления.

1.3 Уровни социально-психологической напряженности

Процесс развития социальной напряженности можно представить в виде последовательной смены стадий:

1. Стадия нормального состояния социальной напряженности, которая определяется ее фоновым значением. Фон социальной напряженности постоянно присутствует в организации.

Эта некая норма, которая обусловлена объективными обстоятельствами, а именно, самим фактом различия интересов между двумя собственниками. Работодатель и работник наемного труда – собственники. Но у них разная собственность.

У одного — средства производства, у второго — рабочая сила. При их взаимодействии всегда будут возникать естественные противоречия, основанные на несоблюдении интересов, которые ими постоянно ощущаются.

Фоновой, или минимальной, эта стадия сохраняется до тех пор, пока в социально-трудовых отношениях не происходят явные нарушения достигнутых договоренностей, составляющих предмет этих отношений. А именно:

— компенсации за труд;

— условия труда;

— занятость работников и их профессионально — должностной статус;

— порядок разрешения трудовых споров [14;236].

В ином случае это вызывает рост социальной напряженности относительно фонового значения. На следующей стадии, которая обозначается как латентную, происходит:

-осознание противоположности интересов сторон;

-начинается консолидация групп;

-происходит интенсивный процесс обмена информацией;

-проявляется противостояние сторон (есть противоположность интересов, но нет еще борьбы);

-идет накопление потенциала и ресурсов, стихийного выбора лидеров [14;240].

Эта стадия условно может быть разделена на три фазы, каждая из которых имеет ряд специфических черт, своих, сугубо индивидуальных особенностей. Символами “Л” и “Г” на графике обозначены личностные групповые интересы, а их величины отражают преобладающее значение тех или других.

I фаза. В этот период групповые интересы лишь формируются, а доминируют интересы личности. Идет осознание групповых интересов на личностном уровне, их взаимовлияние и взаимопроникновение. Усиливается информационный обмен, который пронизывает все последующие фазы латентной стадии.

 Скачать реферат

Источник: http://www.refsru.com/referat-18909-2.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий